179_faces_DSC_0502mal_3.jpg

 PR-директор инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век» и член правления Ассоциации REPA рассказывает о тренировке характера, профессиональном пути и… важности ценностной совместимости в с работодателем.  

Аня, у тебя за плечами, насколько я знаю, огромный профессиональный опыт. Опыт роста и совершенствования в профессии. Если сейчас оглянуться в прошлое, что, как ты считаешь, помогло состояться тебе профессионально и личностно?

Оглядываться назад и анализировать на самом деле полезно. Лучше понимаешь себя, накопленный background и, соответственно, более трезво можешь оценить возможности потенциал для чего-то нового. В моем случае сформироваться характеру помог, в первую очередь, спорт. Кто имел спортивное детство, думаю, меня поймут. 11 лет жизни были отданы гимнастике. Художественной. Ежедневные трех-четырёхчасовые тренировки, сборы, летние выездные лагеря, слезы, желание все бросить… а потом победы и очередные регалии – по сути, это была постоянная борьба с собой и работа над собой… При этом надо было успевать еще и учиться — уроки я делала в метро, по дороге на тренировку и обратно. Вряд ли тогда думала о том, что все это определенным образом формирует характер и пригодится в будущем. Теперь, конечно, понимаю, что умение работать в цейтноте, организовывать время так, чтобы все успеть, работать не на процесс, а на результат и добиваться побед – это все оттуда, из моего спортивного детства. Родителям спасибо, что не жалели и позволяли самой выбирать, спотыкаться, вставать и идти дальше. Я и детей сейчас стараюсь воспитывать в том же духе, приучать к самоопределению и самостоятельности. Спорт, действительно, в этом очень помогает.

— По-моему, спорт и карьера пиарщика – вообще вещи несовместимые. Как же ты пришла в профессию?

Когда в старших классах настал момент определяться, поняла, что спортивная карьера для меня не самоцель. Спорт на самом деле не долговечен и, помимо закалки характера, накладывает и вполне определенные ограничения в плане общего развития. Школу я закончила с медалью, поэтому вполне могла рассчитывать на получение достойного высшего образования. Выбрала, как и полагается, самый трудно покоряемый ВУЗ – МГУ – и один из самых «непроходных» факультетов – государственного управления. Хотелось доказать – себе в первую очередь, что могу.  Смогла. Поступила. Окончила на «отлично». Защитила кандидатскую диссертацию. Но это все опять о той закалке, которую дал спорт. Тем не менее, у этой закалки была и обратная сторона. Разрыв коммуникации с внешним миром – проблема, характерная, кстати, для многих спортсменов. Она сформировала определенный комплекс общения. Не в том плане, что я совсем ни с кем не общалась, надежные и проверенные друзья у меня, слава богу, были всегда. Но дискомфорт от нахождения в тусовке или общения в коллективе я, действительно, ощущала.

с белкой-Кажется, я начинаю понимать. Ты хочешь сказать, что пиарщиком стала как бы «от противного»?

Именно так. Сработал тот же принцип: пойти по самому трудному пути, преодолеть себя – и выиграть.

— Вижу, что получилось. Как складывалась твоя карьера?

Сказать, что всего достигла исключительно собственным упорством и трудом, не совсем верно. Была и доля везения. Мне действительно повезло с учителями, которые не только научили и отпустили в свободное плавание, но и дали возможность под собственным чутким руководством попробовать себя в профессии. А карьера пиарщика началась, собственно, со студенческой скамьи. На третьем курсе начались лекции по PR, которые вел (и продолжаем, по-моему, вести) замечательной теоретик и практик связей с общественностью, один из основателей и идеологов российского рынка PR-услуг, Александр Николаевич Чумиков.  В тот момент это был чуть ли не единичный случай, когда преподаватель был преподавателем и предпринимателем в одном лице и предоставлял возможность стажировки лучшим студентам. Собственно, так у меня появилось мое первое место работы – PR-агентство «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг». А  с Александром Николаевичем мы написали сначала одну курсовую, потом вторую, потом диплом и диссертацию. Все эти работы, по сути, писались «без отрыва от производства», то есть основывались на реальных проектах и практиках, над которыми я работала в пресс-клубе. Именно в этом я вижу свое везение, потому что теперь знаю, что такой симбиоз теории и практики – лучший путь формирования профессионального знания, и возможность приобрести эту базу дается далеко не каждому пиарщику.

— Можешь вспомнить сейчас наиболее интересный твой проект в Пресс-клубе?

— Да. Выборы губернатора Камчатской области в 2000 году и наша работа в предвыборном штабе одного из кандидатов. Свою двухмесячную ссылку на Камчатку я не забуду никогда (смеется)! Но это было самое лучшее время: в плане эмоций, новых впечатлений, знакомств, роста профессионализма – во всем. Отсюда, собственно, пошло увлечение политтехнологиями, закончившееся пару лет спустя диссертацией на тему взаимодействия политической и медийной систем.

 — Почему не осталась в политическом PR?

Наверное потому, что я политолог по специализации, как ни парадоксально это звучит. Этого достаточно, чтобы иметь представление о том, насколько  расходятся политическое знание и политическая практика в нашей стране и какими моральными качествами должен обладать человек, чтобы быть политиком или политическим технологом. С моими убеждениями это не совпало, да и в тот момент больше заинтересовал корпоративный PR. Поняла, что вполне могу уже заниматься самостоятельной постановкой задач и работать на стороне компании-заказчика, а не исполнителя. В 2001 устроилась в компанию «Квартал», которая занималась строительством жилой недвижимости на Ленинском проспекте в Москве. С этого момента и началась, собственно, моя работа в отрасли.

Получается, что в недвижимость ты попала случайно, специально не выбирала?

Получается так. Никаких особых предпочтений по отраслям не было. Да и опыт, полученный в агентстве, давал неплохую возможность выбора. После нескольких лет, довольно плодотворных, работы в «Квартале» смысла менять отрасль уже не было.  Перешла в инвестиционную группу «Вашъ финансовый попечитель», занимающуюся в том числе и крупными девелоперскими проектами. Это был неоднозначный период деятельности. С точки зрения профессионализма пришлось столкнуться с черными PR- технологиями и рейдерскими захватами, вплотную заниматься управлением репутацией. Покинула компанию, когда начались несостыковки по части морально-ценностных убеждений.

— Ценностные убеждения так важны в профессии пиарщика?

 Считаю, что это  чуть ли не основное, на что следует обращать внимание при выборе места работы. Если, конечно, вы приходите в компанию с мыслью не только о зарплате, но и о том, чтобы действительно принести своей деятельностью какую-то пользу. В «Сити-XXI век» я работаю уже шестой год – и не только потому, что проекты интересные и есть большое поле для PR деятельности, но и потому, что ценностные позиции по многим вопросам совпадают с видением руководства, стратегией бизнеса компании и холдинга в целом («Сити-XXI век» входит в состав Группы компаний «Новард» — прим. ред.). Для PR, который призван отвечать за позиционирование компании и то впечатление, которое формируется у целевой аудитории при соприкосновении с брендом, ценностный аспект, философия бизнеса и та идея, которую несет компания вовне, очень важны.

Используете ли сейчас в своей работе какие-то ноу-хау?

Очевидно, что в век информационных технологий и появления новых каналов коммуникации, PR как отрасль растет и развивается. Понятно, что традиционные инструменты сохраняются в арсенале пиарщика, но новые веяния и новые возможности нельзя не замечать. Например, для нас как компании-застройщика сегодня всю большую популярность приобретают открытые интернет-площадки в виде форумов жителей и социальных сетей. На форумах работаем с «внутренней» аудиторией – теми, кто уже приобрел квартиру и живет в комплексе, в социальных сетях – с внешней. Решаемая задача, как правило, одна — это управление репутацией и поддержание ее на должном уровне. Но особенности у online форматов по сравнению с традиционными медиа, безусловно, есть. Прежде всего, это скорость реакции и оперативность. Тут нельзя принимать решение несколько дней, давать комментарий или нет. Каждая реплика, каждый вопрос должны быть прокомментированы. Второй момент  — это честность, в отличие от традиционных PR?технологий, зачастую «грешащих» приукрашиванием действительности. И третий момент – сама риторика и язык сообщений, которые  подразумевают более простое, житейское, общение. Здесь должны говорить не пиарщик с клиентом, а, прежде всего, человек с человеком. Собственно, этому сейчас и учимся. Отходим от понимания PR как создания красивой оболочки и начинаем воспринимать его как, прежде всего, средство общения с живыми людьми. Это, наверное, самое главное переосмысление в профессии, произошедшее за последние годы.

Клиент-ориентированный PR — это ваша идея или мировая тенденция? Фрагмент России - отдельный шедевр

Тенденция. Но к ее формированию в нашем сегменте городской многоквартирной недвижимости мы, я думаю, были причастны. Многие узнаваемые девелоперы сегодня работают и развивают свои продукты примерно в одном направлении. Объект недвижимости создается исходя из потребностей человека — таким, где он будет ощущать себя комфортно. Комфортно не только физически, но и социально. И эта идея социального комфорта, где застройщик не только возводит и сдает дома, но и продолжает дальше наращивать качество своего объекта, заботиться о благоприятном микроклимате в доме, слушать и слышать своих жителей, сегодня ложится в основу бизнес-стратегии компании. У нас эта идея получила название «Миниполис», то есть строительство по принципу мини-городов как в архитектурном, так и в социальном плане. У кого-то это «концепция 6 сфер», у кого-то «Программа 2.0», у кого-то «микрогород». Названия разные, но принцип примерно один: создание на вверенной территории самодостаточного ареала проживания для человека и его семьи. То есть девелопмент в принципе становится более ответственным. И заниматься пиаром такой деятельности, как минимум, не стыдно.

-Плавно перешли к профессиональным принципам… Расскажи о них.

Основной принцип PR — открытость и честность. Не надо строить замков из песка, рисовать красивые буклеты и обещать то, что потом не сможешь выполнить. Лучше поначалу даже сказать меньше, но потом превысить ожидания. Честность вызывает больше доверия. Когда начинаешь говорить с потребителем на одном языке, понимаешь, что это человек, который сам заработал себе на квартиру и у которого есть определенное мировоззрение и понимание жизни. А по-хорошему, работа, которой ты занимаешься, должна не просто нравиться и быть интересной, но еще и приносить пользу – и компании, и потребителям ее услуг. Тогда, наверное, и будет повод для гордости за то, что ты делаешь.


Екатерина Антошкина, специально для REPA.