Запрос на новые форматы недвижимости захватил строительный рынок. Это глобальный тренд, и Россия не исключение – погоня за идеями становится массовой и у нас. Чаще всего такой запрос адресуют архитектору. «Нужны идеи, чтобы отстроиться от конкурентов», – объясняют девелоперы. Еще несколько лет назад они приносили тома маркетинговых исследований и говорили – «вот, это хорошо летит последние пять лет, спроектируй такое же, но стройку сделай дешевле».

Сегодня девелоперы, не пострадавшие от введения эскроу-счетов, главной проблемой называют дефицит кадров и качественных субподрядчиков. На втором месте стоит отсутствие ликвидных участков под застройку: за три десятка лет самые привлекательные земли были выработаны, и надо всерьез постараться, чтобы получить прибыль с тех участков, которые остались в наличии. Девелоперы лидерского пула исследуют рынок в поисках новых бизнес-моделей и конкурентных идей. Новая эпоха наступила.

Тот, кто давно живет, знает – применять старые бизнес-модели для нового продукта, значит нести издержки. Без новых идей не полетишь. Но как поймать идею и не разориться? Именно этим сейчас озабочены девелоперы. Как создавать новые форматы и не разориться на собственном бюро? Этими вопросами больше двадцати лет были озабочены архитекторы, верящие в архитектуру как искусство неутилитарного прагматизма. Каждый нашел свое решение. Самое простое – делать то, чего еще не делает никто, заниматься разработкой новых форматов там, где не обстоятельства, а идеи формируют реальность, и передавать их отечественному рынку по запросу. Именно в этом суть новой модели взаимодействия архитектора и девелопера — форсаж-руководства не своими, а чужими проектами.

***

Разберем классические инструменты поиска конкурентных идей и оценим их доступность для региональных застройщиков, которые в новой реальности вынуждены стать девелоперами.

Архитектурный конкурс? Это прекрасный инструмент для сбора банка идей и публичности.

Хорошо организованный закрытый двухэтапный конкурс – это дорого, эффектно и красиво. Только при одном условии (если вы не девелопер уровня Bouygues, конечно) – конкурс готовит и проводит профессиональный оператор, иначе растут риски потратиться и не получить искомый результат. Открытые отечественные конкурсы рассматривать не будем – это не рабочий инструмент, — успех приблизительно тот же, что закидывать сеть на кита в пресное мелководье.

Западные бюро?  Пока отечественный рынок занимался типовой застройкой, западный мир конкурировал форматами. На это заточена вся западная отрасль, начиная от строительных материалов и технологий, и заканчивая R&D-сервисами, которые не ограничиваются классической маркетологией и четырьмя консалтинговыми фирмами, и здесь есть, к кому обратиться. В роли «переносчиков» западных форматов девелоперского продукта на отечественную почву традиционно выступают архитектурные бюро. Лидеры отечественного рынка охотно приглашают западных звезд. Их не надо искать, достаточно загуглить «stararchitects». Те, кто оптимизирует расходы, ищут крепких западных середнячков от архитектуры или совсем молодые команды. В паре с крепким отечественным бюро удается отстроить продукт от конкурентов. Рабочий инструмент. Стоит брать, заложив в бюджет расходы на аналитику западного архитектурного рынка и на переводчиков в штат.

Наращивать компетенции внутри? Но где взять искомые компетенции, если тридцать лет большинство участников рынка занимались количеством, и мало кто – качеством? И девелоперы, и проектировщики отмечают катастрофическую нехватку квалифицированных кадров. Многочисленные отечественные курсы не сильно решают проблему, а отправить сотрудника в западный ВУЗ, значит, с большой вероятностью, потерять его. Остается либо брать иностранцев в штат, либо заказывать проект звездным отечественным бюро, или западным командам из крепких середнячков. На то и другое придется потратиться.

Портрет искомого специалиста. Это специалист, живущий половину времени на западе, половину в России, то есть специалист западного сознания и быта, хорошо говорящий на русском, знающий реалии европейского быта и отечественный рынок с его ментальными особенностями. Это специалист-интегральщик с компетенциями на стыке маркетинга, проектирования и девелопмента. В идеале – это практик, для которого прорывы – рутина, который имеет свои методики разработки новых форматов недвижимости, равно как и новых форматах кварталов. Иными словами, способный и отстроить продукт от конкурента, и нарисовать его, — человек-фирма. Десяток таких специалистов в стране найдется, если всерьез искать.

Форсаж в авиации и прорыв в девелопменте. Форсаж-руководство. В авиации форсажная тяга добавляется к обычной в моменты рывка, например, взлета, на короткое время. Долго на такой тяге не полетаешь, – дорого, но и без нее – не взлетишь. Это ровно то, в чем нуждается сегодня рынок – получить рывок для качественной трансформации предлагаемого ими продукта. Форсаж-руководство на короткое время, – это то, что рынок потянет.

Форсаж-руководитель он же руководитель-на-час.  Такой специалист передает идеи, знания и опыт Ad-Hoc, в процессе часовых форсаж-сессий и точечного руководства проектной командой. Из конкретных кейсов. Скажем, остановились продажи в коттеджном поселке, –   восемь часов Форсаж-руководства достаточно, чтобы передать новую модель продаж команде. Если участок расположен на отшибе города, то за две форсаж-сессии в неделю форсаж-руководитель докручивает концепцию до уникального для региона формата. Приходится строить в историческом квартале,– 10 форсаж-сессий на проект достаточно, чтобы создать уникальный формат и капитализировать исторические объекты. Цена форсаж-сессии – 300 евро.

Форсаж-школа. В эпоху узких специализаций и междисциплинарных подходов, специалисты, способные осуществлять такое руководство, – большая редкость. Хорошая новость в том, что в процессе форсажа, команда наращивает компетенции, а форсажируемый через несколько сессий может форсажировать сам.