800х400 (3)

Рынок покупателя
Если вы руководитель в какой-либо организации, связанной со строительством, девелопментом или недвижимостью, то момент для смены места работы сейчас не самый удачный, но это абсолютно возможно. В целом сейчас рынок работодателя, который неспешно и привередливо выбирает среди множества кандидатов, забывая при этом, что время – деньги. В начале прошлого года ухудшилась экономическая обстановка, грянул коронакризис, закрылись офисы продаж новостроек, остановилось строительство. 40% компаний стали превентивно сокращать персонал. Увольнения, конечно, затронули многих линейных, молодых специалистов, компенсация топов была урезана, а встряски коллективов нередко заканчиваются добровольным уходом руководителей. В итоге к началу осени на рынке труда оказалось немало компетентных руководителей из недвижимости и строительства. У работодателей, которые вновь начали пополнять штаты, выбор большой, поэтому конкуренция среди руководителей сейчас высокая, хотя есть одно, но очень существенное «но»…

Эффективных топ-менеджеров всегда трудно найти и привлечь. Нюанс текущей ситуации в том, что под эффективностью теперь понимают умение привлекать внешнее финансирование, находить информацию, в том числе в виртуальном мире. Принимается во внимание положительная репутация для уменьшения рисков, ценится опыт на госслужбе. «Доковидный» опыт «крепкого руководителя» вовсе не гарантирует успех топа в турбулентных экономических условиях. Но если вы оперативно внедряли agile-методы, повышая скорость создания новых продуктов, интерактивно формировали команду и быстро реагировали на изменения, то будете вполне востребованным.

Зарплатные зигзаги
Приближение кризиса и полная неопределенность весной заставили владельцев бизнеса в недвижимости и строительстве безжалостно сокращать затраты на офис и фонд оплаты труда. В марте еще не знали, какая помощь в виде субсидирования ипотеки будет оказана отрасли. В мае компенсационный пакет среднего топ-менеджера в отрасли урезали на 30-40% (оклады, премии, бонусы). Только в начале осени, когда эффект от поддержки рынка стал осязаем, зарплатная политика смягчилась. В сентябре доходы топ-менеджеров восстановились на 15-20%. Сейчас пересмотр пакета компенсации продолжается, но в каждой компании стратегия и оценки перспектив разнятся. Полностью доходы топов если и восстановятся, то в следующем году.

Кто же сейчас наиболее востребован в недвижимости и строительстве, и на какой вознаграждение можно рассчитывать? Самые востребованные в Москве – директора по строительству (заработная плата 300-600 тыс. руб.) и заместители гендиректора по строительству (250-400 тыс. руб.). Высокий спрос на этих специалистов объясняется поддержкой государства отрасли и активным ростом строительства. Застройщики адаптировались к новым правилам финансирования, а коронакризис закончился фактически бумом спроса.

Далее по популярности следуют генеральные директора (500 тыс. – 1 млн руб.), коммерческие директора (от 350 тыс. руб.), руководители департаментов продаж и директора клиентского сервиса (от 150 тыс. – 200 тыс. руб.), главные инженеры (200-250 тыс. руб.), технические директора (150-250 тыс. руб.), исполнительные директора (250-400 тыс. руб.), руководители отдела жилой элитной недвижимости (200 тыс. руб.).

Пикантный вопрос
Как сейчас ищут топов в недвижимости и как им самим начать поиск работы? Здесь есть нюансы. Прежде всего, лучше не уходить с текущей позиции, а начинать поиски работы еще будучи занятым. Дело в том, что среди работодателей бытует негласное предубеждение относительно топов, которые сейчас не «в обойме». Они кажутся менее эффективными, чем те, которые заняты.

На самом деле, это, конечно, не совсем так. На рынке сейчас много проектной работы для руководителей. Запуск и реализация строительных проектов – 1-3 года. Раньше руководители работали по 5-7 лет в одной компании. Сейчас – реализовал проект, построил дом, запустил интернет-магазин, вышел на международный рынок и ушёл. Топы стали специализироваться: стартаперы-топы, антикризисные руководители, топы-революционеры.

В то же время переманивать топов тоже пытаются, хотя это и дорого. Это происходит, если компания хочет получить какой-то опыт, технологию, знание, которые есть у конкурентов. Однако звонок профессионального хедхантера потенциальному топовому соискателю (особенно занятому) тщательно готовится. Не стоит сразу отказываться от беседы – такой специалист знает много инсайтов, новостей, а также ситуацию с кадрами в разных компаниях. Вас ждет elevator speech – за пару минут хедхантер четко и лаконично объяснит суть проекта и потребность в руководителе, заинтересует встречей. Помимо этого, специалист по подбору топов всегда обладает глубокой экспертизой в отрасли, этичен и понимает важность сохранения конфиденциальности. В конце концов, если он звонит, то ему точно есть что предложить.

Хороший собеседник
Когда дело дойдет до собеседования, нужно понимать следующее: сегодня работодатель ищет не столько эксперта или тем более «рабочую лошадку», сколько партнера и единомышленника. Общение с потенциальным топом не имеет никаких заданных алгоритмов. С одной стороны, хедхантеры знают, что любой руководитель умеет себя «продать» – этот навык вырабатывается на сотнях совещаний, презентаций, защит, интервью, в публичной активности. С другой стороны, как я уже отметила выше, сейчас ищут очень специальных топов – антикризисных, проектных, коммуникационных.

Работодатель будет обращать внимание на вашу личную заинтересованность в решении конкретной задачи большого бизнеса. Именно в этой части нужно стать хорошим собеседником: рассказать о том, что умеете, что видели на своем веку и почему хотите этим заняться на новом месте. Помимо этого, предварительно хедхантеры оценят активность кандидата в публичном поле – в СМИ и соцсетях, чтобы понять уровень экспертизы, способность к коммуникации и личные устремления. Топу сегодня очень сложно оставаться в тени, поэтому репутация – очень важная часть профессионального капитала. До тестирований дело обычно не доходит, хотя для завершения идеальной картины соискателя анкету могут предложить на одном из последних интервью.

***
Кризис – время возможностей для всех, в том числе и для руководителей, которые ни один год провели на последнем месте работы. Особенно следует задуматься о карьерной стратегии немолодым топам – с годами найти новое место сложнее, и смена компании поможет расширить навыки и компетенции, освоить новые технологии и практики. В то же время кризис не самое благодатное время – конкуренция растёт и каждый шаг нужно просчитывать, поэтому лучше, прежде всего, обратиться к профессиональным хедхантерам, которые помогут встретиться новым коллегам.