Обещанный переход всего рынка розничной торговли из офлайна в онлайн так и не состоялся, вопреки прогнозам и – чего уж скрывать – желаниям многих серьезных и влиятельных игроков рынка e-commerce. Более того, онлайн-ретейлеры даже помогли многим собственникам помещений пережить тяжелые времена и сохранить бизнес, а затем и стимулировали новый виток спроса на торговые площади своими не самыми профессионально организованными службами доставки.

Прошедшее недавно IPO онлайн-ретейлера OZON, в ходе которого акции компании выросли более чем на 40%, а также переоценка капитализации бизнеса Wildberries до $10 млрд вновь привели к активизации разговоров о «смерти» традиционного ретейла и полном и окончательном уходе всего бизнеса в онлайн, о котором много говорили во время весеннего локдауна. Масла в огонь подливают и отчеты крупных консалтинговых компаний, которые фиксируют рекордный уровень вакантных площадей в «центральных торговых коридорах» (15-17%) и крупных торговых центрах, а также сами ретейлеры, жалующиеся на ужасно тяжелые времена и уход покупателей в онлайн.

Действительно, по данным Watcom, Shopping Index посещаемости столичных торговых центров осенью начала падать на уровень минус 25-30% от прошлогодней проходимости. Тем не менее, массовых банкротств ретейлеров мы пока не увидели, да и собственники торговых центров не спешат оперативно переделывать их в досуговые проекты или отдавать под склады интернет-торговцам. При этом в некоторых объектах вакантных помещений фактически нет, а за освободившиеся площади развязывается настоящая война между операторами, желающими открыться в той или иной локации.

Пациент все-таки жив или мертв?

Иду на выход
В середине июня, когда в Москве началось снятие карантинных ограничений и открытие веранд, на улицах Москвы было очень много народа, люди ходили между барами, здоровались, общались, ели, пили коктейли и пиво, обнимались и вообще всячески радовались возвращению к нормальной жизни, а чуть позже инстаграмы запестрили историями из вновь заработавших баров и клубов. Всех до чертиков достало сидение дома и ожидание курьеров из супермаркетов и ресторанов, зачастую остывшая или помятая еда в пластиковых боксах, постоянные отмены заказов или опоздания курьеров и прочие «прелести» карантина.

В это же время офлайн-ретейлеры в спешке открывались, восстанавливали логистику, ассортимент товаров и заново набирали персонал. Подсчитав карантинные убытки и увидев отложенный спрос, выжившие операторы начали активно искать новые помещения, надеясь первыми собрать с рынка «золотые слитки», которые в панике бросили не пережившие пандемию ретейлеры. Такого активного спроса и такого количества звонков по аренде, как в конце июня-июле 2020, мы не видели уже года с 2013-14. Затем, конечно, самые лучшие помещения разобрали, а в телеграм-каналах стали активно писать о надвигающемся локдауне с 21 сентября, что лишало офлайн-ретейлеров уверенности в завтрашнем дне и отбивало у многих желание инвестировать в развитие офлайн-сетей.

Без локдауна в итоге пока обошлось, хоть и введенные в Москве «полумеры» нанесли серьезный удар по ресторанному рынку, а массовая удаленка и отсутствие вечеринок может сильно потрепать индустрию красоты (говорят, что в Британии из-за масочного режима на 50% упали продажи губной помады, а в Москве массово закрываются салоны красоты и за бесценок распродают на Авито мебель и оборудование).

Но если где-то убыло, в другом месте обязательно прибыло. И далеко не все клиенты закрытых после 23-00 ресторанов перекочевали в службы доставки, которые славятся своим «высоким профессионализмом». Многие стали закупать продукты и напитки в магазинах у дома, больше тратить на себя и свои удовольствия, здоровье. Поэтому аптечные операторы, алкомаркеты, продуктовые магазины, пекарни у дома и другие концепции на стыке гастрономии и розницы не только не остановили, но и, напротив, усилили программы развития.

При этом акцент в развитии сместился с центральных торговых улиц, где львиная доля арендной ставки приходится на «стоимость вывески», на спальные районы и жилые комплексы, где вполне можно зарабатывать на близости к сидящим на удалёнке потребителям. Например, «Ароматный мир», который до карантина в основном закрывал магазины в центральных районах Москвы, стал lovemark для жителей многих спальных районов и активно продолжает открывать новые точки именно в новых ЖК. А сеть пекарен «Буханка» так и вовсе ставит себе грандиозную цель: открыться в каждом ЖК Москвы, причем в некоторых жилых комплексах сеть открывает сразу несколько точек (как, например, в ЖК «Спутник» или ЖК «Метрополия»).

Торг неуместен
Кроме того, как бы онлайн-ретейлеры ни доказывали всем, что будущее только за ними, а офлайн-ретейл находится в состоянии агонии, именно они весной протянули руку помощи собственникам недвижимости, открывая свои пункты выдачи заказов и dark-store практически в каждом дворе. Именно «Самокат» и «Яндекс.Лавка» выступили в роли «санитаров леса», арендовав те помещения, которые без них сдать было бы практически нереально. Недалеко от них ушли и такие ретейлеры как OZON и Wildberries, которые тоже крайне активно арендовали площади в жилых комплексах, спальных районах, собирая те объекты, которыми даже в лучшие годы брезговали офлайн-операторы.

Я уверен, что если бы не этот спрос, многим собственникам недвижимости пришлось бы довольно тяжело пережить кризис весны 2020, а так они продолжали получать пусть и более низкую, но все же арендную плату. В совокупности с продуктами, аптеками, медицинским центрами, пекарнями, алкомаркетами, пунктами выдачи товаров и другими операторами, чья работа не была приостановлена, рынок стрит-ретейла и торговых центров смог пережить непростые времена. А уже с июня на рынок вернулись и другие арендаторы, которые активно переосмыслили программы развития и стали закрывать торговые точки в центре, инвестируя в открытие магазинов ближе к месту жизни своего потребителя, которое сейчас стало и местом его работы.

Именно поэтому, кстати, мы видим достаточно печальные цифры по вакантным площадям в «центральных торговых коридорах», которые наиболее активно мониторят крупные консультанты, а в некоторых спальных районах или районных торговых центрах площади в аренду просто невозможно найти – все занято. И если какое-то помещение в этих локациях все же появляется, то желающих на него искать долго не приходится, а сделки закрываются практически без торга.

Стоит отметить, что мы часто сталкиваемся с тем, что операторы рынка, начитавшись апокалиптических обзоров консультантов и эмоциональных комментариев онлайн-ретейлеров, начинают торговаться и «занимают выжидательную позицию», надеясь, что скоро выбранные площади вот-вот подешевеют, а в итоге через две недели они уже сданы или проданы. Потом из-за жадности приходится кусать локти, когда на месте такого желанного помещения появляется вывеска прямого конкурента, чуть более тонко почувствовавшего конъюнктуру рынка и согласившегося арендовать помещение на условиях собственника.

Кто в этом случае окажется в выигрыше –  тот, кто решил сэкономить или тот, кто рискнул и открылся, покажет время. Но действие – всегда быстрее ведет к результату, чем бездействие. Кстати, ни одно из помещений, которые мы сдали с лета 2020 года, до сих пор не вышло снова на рынок аренды.

Атмосфера против курьера
Конечно, онлайн-ретейл откусил в этом году большой кусок пирога у рынка традиционной розницы и взлетел так, как не взлетал никогда. И я не сомневаюсь, что этот сегмент рынка продолжит развитие, на нем будут появляться новые яркие игроки, что будет вести к росту качества услуг, адекватности курьерских служб, конкуренции, в конце концов, и в этот водоворот будет затягивать все больше и больше новых потребителей.

Однако и рынок офлайн-ретейла и торговой недвижимости хоронить пока рано, так как горячую и свежую булочку и вкусный кофе ты можешь купить только в пекарне у дома, бутылку джина по нормальной цене домой тебе никто не привезет, а никакой курьер не доставит на дом атмосферу ресторана или бара, где собираются все твои друзья, а бармен привычно наполняет бокал твоим любимым напитком, хотя ты еще даже не успел сказать ни слова. Да и купленная в интернете одежда или обувь зачастую разочаровывает несоответствием размера, качества или ощущения ее ношения, особенно, когда брендовые кеды привозят в обычной белой коробке без опознавательных знаков и маркировки, чем грешит один из гигантов онлайн-рынка.

Кстати, за последние полтора месяца мой личный счет со службами доставки еды – 7:4 не в их пользу, то есть из одиннадцати заказов были исполнены или были исполнены с минимумом нареканий и без звонков в службу поддержки сервиса или ресторан всего четыре заказа. И три из них были выполнены собственными курьерами ресторана, а лишь один – популярным агрегатором. В остальных же случаях ожидание и качество еды и разговоры со службой поддержки отбили не только весь аппетит, но и желание вообще когда-либо пользоваться их услугами доставки, при этом все эти семь проваленных заказов были сделаны в желтом или зеленом агрегаторе.

Поэтому прежде чем хоронить торговый офлайн-бизнес, онлайн-ретейлерам следует посчитать количество полученных от пользователей «единиц» за сервис и качество, и крепко подумать, что их ждет после завершения коронавирусной истерики, когда люди выйдут на улицы уже без масок и навязанного СМИ лютого ужаса при виде людных мест.