IMG_0195

Своим мнением о том, стоит ли сейчас инвестировать в недвижимость, поделилась Елена Тарасова, коммерческий директор компании GRAVION. «Инвестиции в недвижимость были, есть и будут оставаться одним из самых надежных и ликвидных инструментов вложения и преумножения средств», – считает эксперт.

Ситуация, складывающаяся сегодня под влиянием политических и экономических факторов, чем-то напоминает 2014 год – мы лишены европейской недвижимости, поэтому российский рынок однозначно будет развиваться, это неминуемо.

Конечно, при этом будет замещение импортных позиций, которые раньше использовались в отделке, в фурнитуре, комплектующих и пр., для того чтобы сократить валютную составляющую в бюджете затрат проектов.

Что касается цен и ипотеки, то пока не стабилизируется ситуация со ставкой рефинансирования ЦБ (возможно ближайшие 2-3 недели), а также с курсом валют, ипотечный рынок будет стагнировать и находится в состоянии паузы. Но поскольку инвесторы в большинстве своем не прибегают к ипотечному кредитованию, то этот момент не окажет значительного влияния на инвестиционный спрос.

Более того с учетом сложившийся политической и экономической обстановки, колебаниями курсов и пр. многие потенциальные покупатели (не рассматриваем сейчас ипотечных заемщиков) предпочтут вывести свои средства с банковских счетов, вкладывая в недвижимое имущество.

В любом случае цены на недвижимость в дальнейшем будут расти. Помимо политических моментов есть удорожание строительных материалов, увеличение стоимости рабочей силы, изменения в кадастровой стоимости, возможное введение НДС на строительство апартаментов со стороны правительства – все эти факторы не позволят ценам упасть. Уже сейчас расходы застройщика очень сильно выросли и дальше будут только увеличиваться. Стройка сейчас недешевое удовольствие. Строить себе в убыток точно никто не будет. Девелопер будет готов поступиться темпом продаж, но при этом все-равно постарается сохранить ту маржинальность, которую изначально планировал. Соответственно, можно говорить о хорошей доходности. Здесь даже не особо влияет сегмент – бизнес, элит или премиум. Если застройщик может позволить себе стартовать с заниженным прайсом, чтобы на первом этапе собрать спрос инвесторов, то доходность такого проекта может составить до 30% за весь период реализации. Ну и, естественно, все зависит от самого объекта и его ликвидности. Понятно, что неудачные проекты с плохой локацией или, например, неграмотной нарезкой будут менее востребованы.