Материал подготовлен Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA и «РБК-Недвижимость» в рамках совместного проекта — исследования мнений участников рынка по актуальным проблемам отрасли недвижимости и строительства.

Череда негативных для рынка жилья Москвы событий весной этого года нанесла серьезный урон строительной отрасли: стройка и продажи жилья встали с марта и до сих пор не восстановились в объемах, несмотря на государственные меры поддержки.

Тем не менее сами участники рынка полны оптимизма: 72% опрошенных в рамках исследования экспертов ожидают, что по итогам года объем сделок с новостройками в Москве не будет отличаться от показателей прошлого года более чем на 10%. Почти 70% экспертов прогнозируют увеличение стоимости новых квартир до конца года. Об этом свидетельствуют результаты второго опроса, подготовленного Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA для «РБК-Недвижимости».

Как изменятся цены
События весны в целом не повлияют на стоимость новостроек, считает директор по продажам ГК «Инград» Константин Тюленев. По его словам, это утверждение основано на удержании уровня спроса, а также на механизме проектного финансирования, где в рамках проекта нет возможности снижать цены за исключением рекламных акций или льготных условий специальной ипотеки.

«Приобретай сегодня, завтра будет дороже»
Максим Гладченко, директор департамента продаж компании «Главстрой»:

— После непростого апреля, когда были введены ограничительные меры правительством в связи с распространением вируса, спрос начинает восстановление, следовательно, ждать снижения стоимость недвижимости не нужно. Скорее, наоборот, рынок нацелен на повышение стоимости квадратного метра.

В наших проектах все стабильно. Мы фиксируем уверенное увеличение спроса. Стоит отметить, что изменение стоимости вверх слегка замедлилось, и это понятно, но в целом динамика цены идет на повышение. Так, с момента старта продаж цена за квадратный метр в ЖК «Береговой» выросла на 67%, в ЖК Balance — почти на 40%.

При этом мы не используем прямые дисконты, краткосрочные акции и т. д., мы не шагаем вниз, а, наоборот, работаем с повышением стоимости тех форматов, которые пользуются стабильным спросом. Живем в концепции «приобретай сегодня, завтра будет дороже».

Как повлияют события весны 2020 года на изменение цен на рынке новостроек Москвы и области?

Топ-3 факторов влияния
Режим самоизоляции сильнее всего повлиял на рынок, так как покупка квартиры продолжает оставаться больше офлайн-процедурой — клиенты хотят увидеть район и сам объект, лично пообщаться с менеджером, говорит Константин Тюленев (ГК «Инград»). По его словам, онлайн-продажи, конечно, поддержали застройщиков, но значительная часть клиентов все же ожидала отмены ограничений передвижения.

По мнению директора по продукту «Сити-XXI век» Марии Могилевцевой-Головиной, сильное влияние на рынок оказала субсидируемая ипотека. Она поспособствовала увеличению платежеспособности среди определенных слоев населения.

Некоторые эксперты отметили также влияние на рынок таких факторов, как колебание курса валют и сложности с оформлением сделок. По мнению Константина Тюленева, волатильность рубля вызывала приток клиентов. Но это не всегда перерастало в сделки опять же из-за желания клиентов доехать до конкретного объекта.

Какие из событий весны 2020 года наибольшим образом повлияли на ситуацию на рынке новостроек?

  • Изоляция
  • Снижение платежеспособного спроса
  • Заморозка строек

Прогноз на объем продаж по итогам года
72% опрошенных считают, что объем продаж по итогам года в сравнении в предыдущим годом не будет сильно отличаться. Максимум на плюс-минус 10%. Возможно, средняя сделка упадет на 3–5% по стоимости из-за выбора объектов с меньшей готовностью, но объем сделок останется на уровне 2019 года, считают в «Инграде».

28% опрошенных, напротив, ждут существенного (более 15% и даже 25%) снижения объемов продаж. Некоторые эксперты замечают, что в объеме продаж рынок может просесть заметно больше, чем на 10%, но в денежном измерении может быть сохранен паритет за счет повышения цен на рынке.


Фото: Indypendenz/shutterstock

«То, что с нами происходит, — это вариант нормы, — оптимистично полагает Мария Могилевцева-Головина. — За март — май мы выполнили свои планы продаж по цене и количеству лотов, не превысив рекламного бюджета. Мы не снижали объем рекламы в период тишины и применяли массу нестандартных инструментов продаж».

«Ситуация сегодня не позволяет делать долгосрочных прогнозов без оговорок, — считает коммерческий директор Sezar Group Ольга Барабанова. — Пока в обществе сохраняется настроение общей неопределенности, которое является сдерживающим фактором принятия решений даже для финансово стабильной аудитории, не говоря уже о том, что весенние события ударили по личному бюджету треть населения страны. При условии оперативного возврата к состоянию стабильности показатели объемов продаж по итогам года будут сопоставимы с прошлогодними в сегменте бизнес-класса, скорректируются в пределах 10% в сегменте комфорт-плюс и не менее чем на 15% в массовом сегменте, даже несмотря на снижение ипотечных ставок».

Подробнее на РБК.