Редакторский_800-400 (41)

ESG-трансформация все активнее меняет ДНК компаний из ключевых отраслей экономики, в том числе из сферы девелопмента. Она включает три важных направления: E (environmental) – вопросы окружающей среды, и речь не только об экологии, но и шире – о климате (что в международном контексте гораздо важнее), S (social) – вопросы социального взаимодействия (здесь и социальная ответственность, и охрана труда, и отношения с клиентами), G (governance) – современные стандарты корпоративного управления. И говоря о ESG-повестке, важно понимать, что она, прежде всего, направлена на корпоративное соблюдение принципов и подходов устойчивого развития, а само устойчивое развитие, целью которого является улучшение качества жизни людей, рассматривается как базовое, основополагающее понятие.

Несмотря на то, что в начале этого года мы оказались отрезанными от международной ESG-инфраструктуры, и государство, и бизнес не стали менять вектор и сохранили взятый курс на интеграцию ESG-повестки во все отрасли экономики. И тут нужно ответить на следующий вопрос: кто должен стать драйвером, способствующим интеграции современных принципов, от кого должна исходить инициатива?

Кому нужно устойчивое развитие: конечным потребителям или оно должно спускаться сверху в виде ГОСТов, финансовых инструментов, направленных на поддержку ESG-ориентированных компаний? Этот вопрос стал лейтмотивом на Саммите лидеров рынка недвижимости, организатором которого выступила Ассоциация REPA, вызвав немало дискуссий.

С одной стороны, этим драйвером должно стать государство. Сложившаяся ситуация с «отключением» от международных стандартов особенно на рынке коммерческой недвижимости выявила необходимость формирования собственных, которые будут, с одной стороны, коррелироваться с международными, а с другой стороны, отвечать локальным потребностям и условиям текущего времени. То же касается и сегмента жилой недвижимости. И потому Минстрой совместно с ДОМ.РФ на протяжении последних двух лет работают над созданием «зеленых» стандартов в области жилого строительства, как одного из направлений реализации ESG-повестки. По этому же пути идут и банки, формирующие финансовые инструменты, например, условия по «зеленой ипотеке» или «зеленым кредитам» для создания необходимой для строительной сферы инфраструктуры.

И здесь возникает еще один вопрос: своевременно ли повсеместное внедрение этих принципов в сфере строительства и готовы ли нынешние покупатели недвижимости и те, кто станет покупателем в перспективе ближайших 10 лет, больше платить за более качественное жилье? А платить, вероятно, придется: по мнению экспертов, стоимость проектов, возведенных в соответствии с новыми «зелеными» стандартами может увеличиться на 10%. Сейчас под «качественным жильем» подавляющее большинство участников рынка как раз подразумевает то, которое построено с соблюдением принципов устойчивого развития.

Например, в таких проектах устанавливаются современные инженерные системы по очистке воздуха и воды, системы сбора дождевой воды, сохранения энергии и рекуперации тепла, раздельного сбора мусора, а при строительстве используются экологичные строительные и отделочные материалы, а также BIM-технологии, позволяющие минимизировать издержки и исключить ошибки еще на стадии проектирования, и т.д. Внедрение этих систем помогает не только бережно расходовать ресурсы, проявляя заботу об окружающей среде, но и тем самым экономить бюджет жильцов.

Можно с уверенностью говорить о том (и это подтверждали многие участники Саммита), что в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие миллионники, за последние годы существенно изменилось отношение к окружающей среде и всему, что связано с экологичностью, являющейся частью ESG-трансформации. Общество все больше стремится к осознанному потреблению – еды, одежды, ресурсов, снижению личного углеродного следа, бережному отношению к природе, а также к тому, каким воздухом оно дышит, какую воду пьет… И речь не о какой-то моде на ЗОЖ и бережливость, речь о кардинальной смене парадигмы, которая сейчас происходит. Эти установки становятся неотъемлемой частью жизни не только среди представителей креативных индустрий, IT и финансовой сферы, которые всегда на острие трендов, но и среди проактивно настроенной молодежи. Как раз нынешние подростки через 10 лет станут основными потребителями девелоперских продуктов.

С другой стороны, именно потребители должны стать инициаторами, движущими отрасль в сторону устойчивого развития, формируя спрос на более высококачественное жилье.

В сегменте недвижимости класса deluxe именно так и происходит в силу того, что аудитория достаточно взыскательная и насмотренная, и если проекты не соответствуют самым высоким международным стандартам качества, то они не смогут конкурировать с другими предложениями, имеющимися на рынке – не только российском, но и международном. Именно поэтому проект AHEAD с видовыми апартаментами и офисами класса «А» на Кутузовском проспекте был сертифицирован по международному стандарту Fitwel, который больше фокусируется на человеке и его окружении, нежели другие ранее популярные стандарты BREEAM и LEED, сосредоточенные только лишь на бережном отношении к окружающей среде. Принципы этого стандарта, совпадающие с философией нашей компании – Human Oriented Development, также коррелируются и с ESG-принципами, на что стоит обратить внимание при разработке собственных стандартов.

Похожая ситуация и в сегментах высокобюджетной недвижимости. Но в комфорт-классе, где бюджет покупки пока по-прежнему является ключевым, приоритетом при выборе жилья все еще являются площадь и стоимость. И для того, чтобы со стороны конечных потребителей был спрос на современные, социально ориентированные и экологичные решения в области жилой недвижимости, необходимо выстраивать с аудиторией прочную и регулярную коммуникацию, объясняя преимущества таких решений. Необходимо не просто информировать потенциальных покупателей, а в большей степени просвещать и образовывать. Важно, чтобы широкий круг людей, включая детей и подростков, понимал, что значит устойчивое развитие и почему цикл жизни дома, построенного с применением «зеленых» технологий, продуманными планировками квартир и разнообразной социальной инфраструктурой будет в несколько раз дольше, чем без них. Это должно стать осознанной и общественно важной ценностью – новым стандартом жизни.

Подобные коммуникации должны быть системными и транслироваться на разных управленческих уровнях, затрагивая топ-менеджмент и всех сотрудников компании, в том числе отделы продаж компаний-партнеров. Появление «зеленой ипотеки» будет неким маркером качества проекта, его соответствия современным стандартам. Правильное преподнесение пользы, через коммуникацию с покупателем, способно сформировать ценность продукта, за который покупатель будет готов осознанно заплатить. А ценности формируются тогда, когда есть насмотренность и доступные примеры, попадающие в поле зрения широкого круга людей.

И повторю, ESG – это не только про корпоративную ответственность бизнеса, но и про людей – их комфорт и благополучие. Прорабатывая новые стандарты в сфере жилой и коммерческой недвижимости, именно на этом стоит фокусироваться в первую очередь, беря за основу лучшие международные примеры и адаптируя для нашего локального рынка. Сообща вместе с другими участниками рынка мы сможем выстроить современную систему стандартов, которая выведет отрасль девелопмента на принципиально новый уровень.