В марте-апреле весь рынок жилья в России, особенно в регионах с высокой динамикой заболеваемости коронавирусом и жестким режимом самоизоляции, вынужден был срочно перестроиться на онлайн-формат. Не все оказались к этому готовы. Прежде всего — из-за нехватки инструментария и глубокого понимания технологий. Одной из полезных находок этого периода стала новая платформа для поиска и бронирования квартир онлайн — Dombook. Редакция REPA расспросила идеолога создания платформы Dombook Ирину Доброхотову, председателя совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», в чем польза нового IT-продукта и как его применять.

— Ирина, по информационным сообщениям с анонсом выхода платформы было ощущение, что Dombook – это просто очередная выставка, но только онлайн. Может быть оттого, что время старта проекта совпало с одной из регулярных выставок по недвижимости в Гостином Дворе, которой в этом году предсказуемо не случилось. Вы так намеренно ее представляли?
— (Смеется) Правда? Очень интересное наблюдение! Нет, такого плана не было. Если честно, у нас даже не было времени на подготовку старта этого проекта, так как события с начала марта начали развиваться так стремительно, что нам пришлось ускориться и, возможно, вы не совсем точно поняли смысл и предназначение этого проекта.

— Тогда поясните
— Это и выставка, и площадка для общения профессионалов, и база новостроек — всё вместе. Dombook – это проект на базе нашей давно существующей аналитической системы bnMAP.pro. Она создавалась как инструмент исключительно для внутреннего пользования — прежде всего, для застройщиков. Тем не менее, данные ее подходят и для гораздо более широкого применения.

Тогда разработчики платформы, компания «АйТи Лаб Реалти», доработали и изменили ее функционал, чтобы база была полезна не только застройщикам, но и другим профессиональными участникам рынка: банкам, риэлторам, — и даже физическим лицам-покупателям квартир. «Прокачанной» базе мы дали более звучное имя — Dombook, по аналогии с Booking.com, надеясь, что со временем она станет не менее популярной и, главное, такой же удобной в обращении.

— Чем объясняется срочность выхода проекта?
— Запустить новую платформу планировалось ближе к лету, но, как уже стало понятно, мир изменился настолько стремительно, что ждать было уже нельзя.

Весь предыдущий год компании довольно вальяжно переходили к онлайн-сделкам: клиенты не спешили отказываться от бумажных договоров, далеко не все застройщики настаивали на электронной регистрации, банки не стремились разработать инструменты для выдачи ипотеки без посещения отделения — ждали разрешения ЦБ. В результате, переход на онлайн затянулся — и растянулся бы еще Бог знает на сколько, если бы не пандемия и введение режима самоизоляции. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Так волей-неволей за месяц (!) продажи новостроек полностью (!) перестроились на дистанционку. Осталось решить нюансы с «удаленным» нотариатом и открытием эскроу-счетов. Похоже, что и это вопрос нескольких недель. Добро пожаловать в цифровой мир недвижимости!


— И все же. Сейчас свои платформы для онлайн сделок – не новинка. Они есть в Сбербанке, в ВТБ, множество девелоперов оперативно предложили дистанционные осмотры квартир и сделки. В чем ваше УТП?
— Мы попытались расширить функционал платформы, не ограничиваясь только поиском и возможностью бронирования квартир. Так, 16 апреля в рамках платформы Dombook начала свою работу первая онлайн-выставка недвижимости. Помимо базы, всем пользователям здесь доступна деловая программа: в рамках онлайн-выставки ведутся вебинары по самому широкому кругу насущных вопросов — начиная с того, куда и как инвестировать, заканчивая тем, как компаниям перестроить кадровую политику. Все вебинары записываются и пополнят базу знаний Dombook, которая будет доступна в любое время. Кстати, каждый вебинар ежедневно слушают 200-300 человек в режиме реального времени.

— Таким образом вы планируете увеличить интерес к платформе со стороны покупателей, которые придут сюда в поисках знаний и останутся выбирать квартиру?
— Именно. Ведь непосредственно сделки — это скорее дело техники. Для всех игроков рынка сейчас наиболее острым остается вопрос: где взять клиентов, как поддержать продажи? Даже крупнейшие застройщики прогнозируют спад спроса на уровне 20-30% и более. Последние несколько лет дали понять одно: клиенты там, где им удобно искать, выбирать и покупать. Наступила эра агрегаторов, или платформ. Платформа bnMAP.pro была и раньше известна каждому застройщику и большинству банков как инструмент аналитики. А теперь это продукт для более широкой аудитории.

— Так, но существующие платформы тоже ориентированы на покупателей. Однако на большинство современных агрегаторов активно жалуются сами участники рынка, из-за действующих там механизмов рекламного продвижения, которые, скажем прямо, не очень объективно показывают результаты поиска.
— Отличие Dombook от других агрегаторов в том, что она базируется на очищенных цифровых данных bnMAP. В системе отсутствует реклама, таким образом, на результаты поиска не влияет мощь рекламных бюджетов гигантов рынка.

Сейчас на платформе работает более сотни риэлторских компаний со всей страны — прежде всего, это коллеги со вторичного рынка, чьи клиенты ищут квартиру в новостройке на средства от продажи вторички. Клиентов «с деньгами» сейчас вообще на первичном рынке не так много, в основном, на покупке новостройки завершается альтернативная сделка. Пользуясь функционалом Dombook, риэлтор становится партнером системы, он видит ВСЕ новостройки, использует интеллектуальный поиск и может быстро подобрать клиенту то, что нужно — и в рамках заданного бюджета, и в нужном районе, и с учетом других параметров. Так застройщик получает заявку на покупку квартиры, риэлтор получает комиссию от застройщика, клиент получает квартиру. При необходимости привлекается ипотечный банк. И всё это не выходя из дома. Режим самоизоляции соблюдается, а сделки идут. В выигрыше остаются абсолютно все. За свою социальную значимость платформа Dombook даже получила напутствие от главы ДОМ.РФ Виталия Мутко.

Главное, что на Dombook можно искать не только по привычным фильтрам, но и искать по-новому: интеллектуальный поиск основан на выявлении предпочтений и самых важных критериях каждого конкретного человека. Покупатель сможет получить все варианты квартир под свой бюджет и другие требования, а не только то, что искусственно выводится наверх благодаря рекламе.

— Не страшно стартовать с новым продуктов в такое тревожное время?
— В успехе новых цифровых инструментов сомневаться не приходится. Помню, что разработка bnMAP.pro велась в самый кризис 2014-2015 годов, у нас не было сомнений в востребованности этого продукта, в результате большинство крупнейших игроков и даже госструктуры сейчас пользуются платформой. Dombook тоже стартует в кризис. За это время все мы научились мобилизовать силы и ресурсы, реструктурировать издержки, оптимизировать все процессы и выдавать в результате лучшее и самое нужное, чтобы поддержать рынок.

Есть такая примета: все люди, рожденные в бурю, кризис, шторм отличаются особой силой и яркой судьбой. Уверена, что и все проекты, которые появляются на свет в непростое время, в итоге ждет большое будущее.