dbaac05c85033fed654fefeedac4a136_user_pic-1

Требования покупателей квартир в пандемию стали постепенно меняться. Растет количество запросов на квартиры с балконами, функциональным зонированием и системами очистки воздуха.

Больше половины участников рынка жилья (65%) отметили изменения в структуре спроса в связи с режимом самоизоляции. Чаще всего покупатели хотят видеть в своей будущей квартире балкон и отдельную комнату или зону, которую можно использовать как кабинет. Об этом свидетельствуют результаты опроса, подготовленного Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA для «РБК-Недвижимости».

Исследование посвящено изменениям в структуре спроса на новостройки и новые элементы квартир, которые стали актуальны для покупателей в период самоизоляции.

В целом риелторы отметили проседание спроса в премиум-формате, сегменты комфорт и бизнес в пандемию чувствуют себя нормально за счет скидок и пониженных ипотечных ставок. Однако если сравнивать с периодом до пандемии, то спрос на квартиры сейчас намного ниже: многие не готовы покупать удаленно. Среди тенденций, которые назвали респонденты, — снижение доли инвесторов.

Балконы и функциональное пространство

Требование покупателей квартир в пандемию стали постепенно меняться. Согласно опросу, 65% респондентов заявили об изменениях в структуре спроса на жилье в новостройках. По словам гендиректора агентства недвижимости «Бон Тон» Наталии Кузнецовой, в массовом сегменте сейчас сформирован запрос на квартиры с балконами и лоджиями. В более дорогом сегменте, помимо этого фактора, покупатели интересуются дополнительными помещениями, но без избыточного увеличения площади квартиры, то есть за счет большей рационализации планировки.

«Балконы и лоджии теперь начинают выполнять свою первоначальную функцию — пространство на открытом воздухе, хотя в последнее время они зачастую использовались в качестве кладовых», — отметил вице-президент, руководитель инвестиционно-коммерческого блока «ИНТЕКО» Евгений Семенов.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Дополнительный вес в условиях пандемии, по его словам, начинают приобретать функциональность и безопасность. У людей формируется запрос на более просторные гостиные и кухни, а площадь спален уменьшается. Также самоизоляция продемонстрировала необходимость наличия возможности разделять квартиру на различные функциональные зоны: для работы, занятий спортом и др.

В Legenda Intelligent Development среди запросов покупателей назвали функциональное зонирование жилья. «В наших smart-проектах есть решения, когда даже в квартире с одной спальней есть выделенное место, где можно организовать рабочую зону, спортзал, место для хобби, не говоря уже о семейных квартирах с бóльшим числом спален, которые легко трансфомируются под необходимые семье функции», — рассказал директор по маркетингу Legenda Intelligent Development Всеволод Глазунов.

Улучшенная система очистки воздуха и безопасность

В условиях пандемии среди покупателей квартир растет запрос на безопасность, в частности санитарную. Данный тренд уже прослеживается в элитном и премиальном сегментах. Это, например, улучшенная система очистки воды, воздуха, дезинфекция мест общего пользования, пояснила директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Ирина Туманова.

«Опыт этой весны заставит девелоперов более тщательно взглянуть на безопасность жителей, в том числе санитарную. Застройщики уже начали задумываться о необходимости установки в домах обеззараживающих воздух устройств», — подтвердила директор по маркетингу ГК «Инград» Анна Соколова.

По ее мнению, одним из новых трендов может стать появление специальных помещений с почтовыми ящиками и постаматами для передачи товаров от курьеров к заказчику. Также может вырасти спрос на качественные проекты в Подмосковье, где у застройщиков есть возможность организовать большие благоустроенные придомовые территории.

Рабочая зона и евроформат

Большинство покупателей приобретают квартиры, чтобы сохранить средства от инфляции. И в выборе планировки клиенты руководствуются предпочтениями, которые сформировались ранее, считают в компании RDI. Под текущие сделки запрос у покупателя сформировался еще до введения режима самоизоляции, поэтому пока явных изменений в структуре спроса не замечено, согласилась на коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина.

«Однако мы предполагаем, что потребитель захочет выделять в квартире зону под рабочее место. В связи с этим прорабатываем варианты в планировках на предмет того, как сделать их более функциональными и подходящими под новые запросы потенциальных покупателей. Например, с точки зрения функциональности можно подкорректировать глубину балконов. Также мы планируем разработать дизайн-проекты для наших клиентов с выделенной рабочей зоной», — добавила она.

Фото: Karl-Josef Hildenbrand/dpa/picture-alliance/ТАСС

Запрос на квартиры с кабинетом будет сформирован в ближайшее время в элитном сегменте, и, как следствие, увеличится спрос на покупку квартиры большой площади, считают в Contact Real Estate. «В период самоизоляции многие оценили, насколько необходим личный кабинет для комфортной удаленной работы. А эта дополнительная комната добавляет порядка 20 кв. м к общему метражу», — пояснил управляющий партнер компании Денис Попов.

В «Главстрое» считают, что предпочтения покупателей квартир не претерпят больших изменений в связи с экономическим кризисом, спровоцированным пандемией. «Изменения могут быть, но совершенно незначительные. Пандемия — временный вопрос. Цикл проекта 2-3 года. При этом жизненные потребности на фоне 2-3 месячной изоляции не изменятся. Проекты не нуждаются в глобальной корректировке, при этом есть точки для роста и улучшений», — считает директор по маркетингу «Главстроя» Владимир Богданюк.

Также продолжит расти спрос на квартиры с большой изолированной гостиной либо объединенной с зоной кухни. Режим самоизоляции показал, что формат «каждый по своим норам» не очень комфортен.

*Опрос был проведен Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA для «РБК-Недвижимости» в мае в рамках совместного проекта — исследования мнений участников рынка по актуальным проблемам отрасли недвижимости и строительства. В нем приняли участие представители застройщиков и риелторских компаний. Проект продлится до апреля 2021 года и будет включать проведение ежемесячных онлайн-опросов топ-менеджеров отрасли жилой недвижимости по темам, актуальным как для профессиональных участников рынка, так и для покупателей новостроек.