Редакторский_800x400 копия

В уходящем 2023 году внутренний туризм получает все больший вес, что влечет за собой цепочку изменений в логистике, маркетинге, сервисах и спросе. И чтобы люди активно осваивали привлекательные с туристической точки зрения направления, необходимы места размещения разного класса и уровня. Но как их создать и какой инфраструктурой наполнить?  

Столь быстро растущий объем туристов привычные гостиницы принять не могут, и, хотя правительством предложены меры поддержки, стимулирующие строительство таких объектов, их не хватает. Конкуренты гостиниц – апарт-отели, отдельные юниты в которых продаются частным инвесторам. В России этот формат активно развивается с точки зрения качества предоставляемых услуг. Причем сегодня можно проследить и географию изменений – чем теплее, тем больше «сервисов на номер». Почему так получается?

Посмотрим на примере сервисных апарт-отелей в Санкт-Петербурге и в Сочи.

В северной столице за последние 10 лет (по данным Nikoliers) появилось более 40 функционирующих объектов, а номерной фонд апартаментов в управлении профессиональных УК приблизился к 10 000 юнитов. Заявляются проекты с обилием разнообразной современной инфраструктуры и сервисов (бассейн, велнес, коворкинги, конференц-залы, цифровые сервисы и т.д.).

Популярной становится концепция совмещения в рамках одного проекта различных форматов: сервисные апартаменты для жизни, корпуса с привлечением международных брендов и локальных операторов, коливинги и предложения для размещения студентов, а также бизнес-секции с возможностью размещения деловых туристов и сотрудничества с представителями MICE-сектора. Популярность в сочетании с общим ростом цен на рынке подняла чек покупки таких апартаментов более, чем на 10% за год.

На юге, в Сочи, ситуация с дефицитом предложения складывается примерно такая же – апартаменты строятся и пользуются высоким спросом. Однако, цели покупки и требования к самому проекту другие. Если в Петербурге в основном трафик больше носит деловой, либо туристический и познавательный характер, то в Сочи люди едут отдыхать, восстанавливать силы, перезагружаться. Это и определяет «южную» инфраструктуру как составляющую для отдыха (wellness-направление) и приобретения в собственность.

По данным NF Group, половина сделок с курортной недвижимостью совершается с целью сезонного проживания, и покупатели хотят такого же сервиса, как в еще недавно популярных зарубежных курортах «у моря» – в Турции, в Дубае, в ОАЭ, в Сингапуре. Как и за рубежом, предпочтение отдается комплексным курортным проектам – чем он крупнее, тем больше развита инфраструктура.

Что же хотят «курортники»? В первую очередь – пляж и большую собственную территорию, как на крупных зарубежных курортах. На территории должны быть зоны спа и фитнеса, точки общепита, бассейны, возможно, какие-то лечебно-восстановительные зоны, игровые пространства для детей и спортивные для взрослых, места для парковки автомобилей и т.д. То есть потребитель хочет именно апартаменты с гостиничным сервисом, а не квази-жилье.

Изменение самого продукта с качественной точки зрения привело к стремительному росту цен. Что объективно понятно.

Продукт по цене достаточно высок, как в себестоимости, так и в управлении, но при этом он обладает хорошей доходностью – от 9 до 15% годовых. Широкий набор инфраструктурных возможностей и сервисов увеличивает интерес не только желающих отдыхать в своем собственном доме у моря, но и подтягивает за собой инвестиционную привлекательность сервисных апартаментов.

Если говорить о рынке сервисных апартаментов в целом по стране, то этот формат, по мере роста предложения, получит два направления развития, два субрынка, которые будут развиваться параллельно и анализироваться отдельно – «деловые» сервисные апартаменты как в Петербурге и «курортные» как в Сочи. Оба сегмента рано или поздно получат свою «звездность», как гостиницы, или «классность», как ЖК, и четкие критерии по набору инфраструктуры – чем выше класс, тем она будет шире. Такая классификация позволит инвесторам и гостям лучше понимать ценообразование и ожидать тот набор услуг и сервисов, который соответствует заявленному классу апарт-комплекса.