Прошедший 2020-й год останется в памяти участников строительного рынка не только как год пандемии, но и как время глобального технологического апгрейда всей отрасли. Ограничительные меры (самоизоляция, удаленный режим работы, лимиты по количеству участников публичных мероприятий) стали тем вызовом, который мотивировал застройщиков к форсированному внедрению инноваций. Они охватили почти всю цепочку строительного бизнеса – от комплексной аналитики будущего проекта до инструментария по дистанционному оформлению сделок.

В 2020 г. значение современных технологий в строительной индустрии значительно возросло. Следует отметить, что наиболее прогрессивные девелоперы и ранее инвестировали в hi-tech. В частности, широкое распространение получили BIM-проектирование и умные системы, контролирующие работу коммунальных сетей. Но пандемия дала импульс к развертыванию целого комплекса цифровой инфраструктуры, ускорив этот процесс, по крайней мере, на три-четыре года. Весной для застройщиков актуализировалась старая, как мир, дилемма – развиваться ускоренными темпами или уступить место тем, кто делает это лучше. Если сформулировать еще короче, то это будет звучать как «адаптируйся или уходи». Разумеется, в планы строительных компаний исчезновение не входило, и большинство из них приступило разработке высокотехнологичных инструментов. Последние помогли им сохранить аудиторию и поддерживать продажи даже в самый сложный период.

Оргкомитет Urban Awards провел опрос ведущих девелоперов, известных активным применением инновационных технологий в своей практике, и определил шесть главных драйверов технологического развития, которые уже в ближайшем будущем изменят индустрию недвижимости.

  1. Продвинутая визуализация продукта

Среди задач, которые стоят перед сотрудниками отделов продаж, важное место занимает создание у потенциального покупателя целостного образа реализуемого объекта недвижимости. Ведь зачастую квартиры продаются задолго до того момента, как у них появятся стены, пол и потолок, а клиент сможет полюбоваться видом из окна. Если раньше было достаточно красивых картинок на сайте, печатных буклетов и презентаций, то во время пандемии стало необходимостью создание как можно более совершенной визуализации, которая позволяет покупателю оценить преимущество новостройки виртуально, не выходя из дома. По этому пути пошли многие девелоперы, например, ГК «Кортрос» организует регулярные стримы со своих объектов. А в компании «Крост» традиционные средства визуализации были дополнены видео-визитками от первого лица и онлайн-экскурсиями, когда менеджер словно бы совершает прогулку по стройплощадке вместе с покупателем.

  1. Онлайн-магазины и мобильные приложения

Все больше товаров и услуг можно купить через мобильные приложения. Квартиры в этом отношении являются естественным продолжением ряда, который начинался с доставки еды или онлайн-покупки товаров первой необходимости. Под давлением пандемии застройщики вынуждены были форсировать процессы по развертыванию виртуальных магазинов. Когда офисы продаж закрылись, а любой лишний выход из дома стал небезопасным, дистанционное оформление сделок оказалось единственным способом продолжить реализацию жилья. Если раньше составляющие этого процесса – онлайн-бронирование и онлайн-демонстрация объектов – были просто дополнительной опцией, то теперь онлайн-продажи стали полноценным инструментом реализации. Покупательская аудитория быстро оценила эту опцию, которая сохранила свою востребованность и после снятия ограничений. Дистанционные продажи стали частью глобального тренда на сокращение времени, которое тратится на любую покупку, в том числе и жилья.

В частности, в корпоративной статистике ФСК по итогам года через онлайн-механизмы бронируется 40% всех объектов недвижимости, хотя ранее подобные случаи были единичны. Девелоперы предельно оптимизировали процедуру оформления сделки, сведя участие в ней покупателя к нескольким простым действиям, которые удобно выполнить при помощи смартфона. Так, ГК «Пионер» запустила на сайтах всех своих проектов опцию с «личным кабинетом». Войдя в него, покупатель может забронировать любой понравившийся ему лот, выбрать формат оплаты и указать необходимые личные данные. Оплата осуществляется с помощью технологии интернет-эквайринга: через личный кабинет стороны обмениваются необходимыми документами, клиент подписывает договор долевого участия в режиме онлайн с помощью электронно-цифровой подписи. Причем выпуск цифровой подписи тоже становится дополнительной услугой, которую берет на себя застройщик.

Зачастую взаимодействие клиента с застройщиком не заканчивается с получением ключей, поскольку последний берет на себя и функции управляющей компании. Соответствующие мобильные приложения пополняются рядом опций, позаимствованных из банковской практики: онлайн-коммуникация, заказ услуг, оплата квитанций, прикрепление и визирование документов.

  1. Продвинутая онлайн-аналитика и динамическое ценообразование

Создание структуры электронных продаж стало предпосылкой для модернизации всей системы продуктовой аналитики, в распоряжении которой появился гигантский массив данных, охватывающих информацию по множеству параметров. В ГК «ФСК» было создано специальное корпоративное хранилище для ее агрегирования. Внедрение системы BI (Businessintelligence) дало возможность оперативно конвертировать необработанные сведения в осмысленную аналитическую модель. Подобный комплекс инструментов позволяет выяснить реальную востребованность продукта, что, в свою очередь, служит основой для динамического ценообразования.

  1. Онлайн-конструкторы

Системная цифровизация делает девелоперский продукт все более гибким и все более индивидуализированным. В частности, пользуясь конструктором, размещенным на сайте жилого комплекса, покупатель может самостоятельно задать все ключевые характеристики будущего дизайн-проекта своей квартиры, опираясь на тот набор опций, которые предлагает ему застройщик. Одновременно он узнает, в какую сумму ему обойдется созданный им вариант отделки, и как это увеличит стоимость жилья. ГК ФСК уже применяет данную технологию в двух проектах. Над корпоративным конструктором работает и ГК «Инград» – его клиентам доступны уже восемь различных дизайнерских решений.

  1. CRM и роботизация процессов

Система CRM позволяет поднять клиентский сервис на новый уровень, обеспечивая комплексную обработку данных и продуцируя на ее основе высококачественную аналитику. Это позволяет эффективно регулировать все аспекты взаимоотношений с клиентами (принятие и обработка заявок, распределение задач, отладка коммуникации, организация рассылки, финансовый учет, генерация необходимых документов). В ГК «Пионер»для каждого нового проекта разрабатывается информационный web-буклет, ссылка на который направляется sms-уведомлением из базы CRM. После визита в шоурум клиенту в автоматическом режиме направляется персональное коммерческое предложение – презентация с детальным описанием выбранного объекта и его стоимостью. Над автоматизацией рутинных бизнес-процессов работают в московском территориальном управлении Группы «Эталон». Для этого задействуется технология Robotic Process Automation, построенная на программах-роботах.

До сих пор во многих компаниях информация о проектах не образовывала единого информационного массива, а была разделена на несколько изолированных источников. Между тем, интеграция всего объема документации в единую библиотеку с удобным и безопасным доступом для всех специалистов – насущная потребность для современного девелопера. При таком подходе радикально упрощаются систематизация, редактирование и передача данных. А это, в свою очередь, позволяет не только сократить затраты на составление проектной, разрешительной и сопроводительной документации, но и ведет к формированию «единого цифрового контура» (термин, используемый компанией «Эталон»), который охватывает все процессы, связанные с девелопером, управляющей компанией и самими жильцами.

  1. 3D-сканирование в строительстве

3D-технологии, безусловно, являются будущим строительной индустрии, причем не таким уж и отдаленным. Обычно под этим понимают печать различных деталей или целых блоков. Но в практике ГК «Инград» 3D, прежде всего, относится к методике наземного лазерного сканирования. Для чего оно нужно? В сущности, это способ​ мониторинга состояния самих домов, окружающей их среды, построек, земельных объектов. Высокоточное оборудование со скоростью несколько миллионов точек в секунду «считывает» любые объекты – от деревьев до высотных зданий – и создает их точную цифровую копию (а также всего, что находится вокруг). Лазерный сканер​ ​ может проверить возводимое здание на предмет отклонений от проекта и неточностей при проведении конструктивных и инженерных работ. Проводя регулярное сканирование, застройщик может буквально «заглянуть» под финишную отделку и «проникнуть» вглубь благоустройства территории. Если он зафиксирует какие-либо отклонения от проекта, у компании есть возможности оперативно их устранить. В процессе функционирования системы наземного лазерного сканирования создается база трехмерных чертежей.

Еще одна инновационная разработка в этой сфере – система строительного контроля Ingrad.Skald. Строительный процесс представлен в виде трехмерной модели, на которой отображается информация о типе, размерах и материале конструкций, ход строительства, выполнение тех или иных видов работ. В «Эталоне» для получения трехмерных планов территории задействуют беспилотные летательные аппараты. Иными словами, если потребители теперь покупают квартиры, не выходя из дома, девелоперы могут контролировать строительство, не выходя из офиса: в мобильном устройстве по соседству с виртуальным магазином появилось виртуальное проектное бюро.

Резюме

Шесть перечисленных инновационных блоков могут стать опорными узлами в технологическом преобразовании строительной индустрии. А строительные компании, которые добьются решающих успехов на указанных направлениях, гарантированно выйдут в лидеры рынка.