Nota_Repa_800х400_1

Большинство девелоперов отреагировали на вызовы 2020 года незамедлительно: сделали сайты своих проектов удобнее, информативнее и даже добавили возможность осуществить сделку онлайн. Но так поступили далеко не все компании. Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» и Digital-агентство Notamedia провели исследование, чтобы выяснить, изменились ли пользовательские предпочтения в эпоху пандемии, и учтены ли они на сайтах строящихся жилых комплексов.

В рамках онлайн-голосования читателей IRN.RU спросили о том, что должно быть и чего не хватает на сайтах жилых комплексов, а в интервью с застройщиками мы выяснили, какие функции на их сайтах уже работают наиболее эффективно в актуальных условиях. Дополнили исследование результатами UX-аудита 12-ти сайтов московских новостроек – и получили краткий гайд с наиболее востребованными решениями.

Цена – must have

В рамках первого онлайн-голосования читателям IRN.RU задали вопрос: «Что из перечисленного, по-вашему, обязательно должно быть на сайте ЖК?». Самым популярным ответом оказались цены на квартиры – этот вариант набрал пятую часть всех голосов.

Бесспорно, тенденция не нова – цена, наряду с местоположением ЖК, традиционно занимает одну из первых позиций в пирамиде принятия решения о покупке. Пандемия лишь повысила требования к доступности и скорости получения информации на сайтах девелоперов. Однако, согласно данным UX-аудита новостроек, только 3 сайта из 12 указывают диапазон цен на главной странице в явном виде. В ряде случаев цены можно найти в разделе выбора квартиры по параметрам, и то не всегда.

Большинство опрошенных IRN.RU застройщиков отмечают, что информация о ценах на квартиры обязательно должна быть представлена на сайте. «Это ключевой фактор принятия решения и отсекает холодные обращения», – говорит Валерий Кочетков, заместитель директора департамента новостроек по продажам компании «Инком-Недвижимость».

Исключение – элитный сегмент. «Решение не размещать стоимость может быть оправдано в сегменте высокобюджетного жилья, где покупатель, в первую очередь, выбирает атмосферу, окружение и комфорт. В других же сегментах, где она выступает решающим фактором, отказ от размещения цен, скидок и специальных предложений негативно влияет на конверсию», – комментирует Александр Симонов, коммерческий директор Digital-агентства Notamedia.

Основная информация и выбор квартиры 

Местоположение и основная информация о жилом комплексе, ожидаемо, также входят в перечень важнейшей информации о проекте, по мнению пользователей (14,3% ответов в онлайн-голосовании). По данным UX-аудита Notamedia, практически все сайты содержат карту с расположением комплекса, большинство отображают на ней инфраструктуру района, важные места для комфортной жизни или работы.

Возможность выбрать квартиру онлайн также оказалась одной из наиболее востребованных опций (14,3% голосов). Застройщики предлагают разные способы подбора квартиры. Самые популярные – фильтры (подбор по параметрам) и выбор по генплану. Согласно UX-исследованию Notamedia, эти функции представлены на 10 из 12 исследуемых сайтов. Реже используются выбор по корпусу/секции/этажу, «шахматка» (схема с изображением свободных и занятых квартир) и подбор по планировке.

В пресс-службе «НДВ-Супермаркет недвижимости» считают, что в идеале совмещать выбор по генплану и по параметрам: «Так можно охватить больше потенциальных клиентов. Каждый будет выбирать так, как ему удобно. Тем более, по генплану покупатель сразу может понять, в каком доме он приобретает квартиру, на какую сторону света будут выходить его окна и какой вид из окна его ожидает».

Девелоперы считают, что для премиального сегмента в этом пункте тоже можно сделать исключение. «Человек может ввести какой-то из параметров неверно, чего-то не понять, недополучить какой-то важной именно для него информации. Существует слишком много нюансов, которые могут быть значимы для конкретного покупателя, и их просто невозможно вынести на сайт в полном объеме. Поэтому в высокобюджетных проектах, со сложной концепцией и большим количеством вариантов при личном контакте с менеджером покупатель быстрее и гораздо эффективнее подберет квартиру, подходящую именно ему», – говорит Давид Худоян, генеральный директор Optima Development.

Сроки, ход строительства и документы

Во втором онлайн-голосовании читателей IRN.RU спросили, каких функций на сайтах застройщиков им часто не хватает. Веб-камера строительства заняла в этом опросе первое место (29,9% голосов). В условиях пандемии спрос на онлайн-инструменты мониторинга хода строительства заметно возрос.

Девелоперы же считают, что «вебка» с прямой трансляцией не всегда обязательна, поскольку дает представление только о текущем состоянии строительства, но мало что говорит о его темпах. Важнее постоянно публиковать отчеты о динамике. «Мы на сайте «Прайм Парк» выкладываем ежемесячные видеотчеты о ходе строительства с подробным перечнем работ за месяц, степенью готовности разных частей проекта (монолитно-строительных, фасадных, отделочных работ, работ по благоустройству территории и мест общего пользования и т.д.) и комментариями директора по строительству о ходе и составе текущих работ, – рассказывает Давид Худоян. – По сути, постоянный видеоотчет о ходе строительства – это вежливость застройщика по отношению к клиентам».

В целом детальная и наглядная информация о ходе строительства, а также документы по проекту свидетельствуют о надежности застройщика и ЖК для потенциального покупателя. По закону застройщик обязан опубликовать, как минимум, фотографии хода строительства, проектную декларацию и иные документы о жилом комплексе. Правда, необязательно выкладывать все документы у себя на сайте. «Вся документация по строящимся проектам размещается на сайте «Наш.дом.рф». На сайте застройщика достаточно разместить ссылки на данный ресурс», – поясняет Олег Колесников, руководитель направления цифрового развития «ЮИТ» в России.

Визуализация проекта 

Генплан, рендеры или фото проекта вошли в список обязательных элементов сайта жилого комплекса, по мнению читателей IRN.RU, этот вариант набрал 12,4%.

А в онлайн-голосовании про желательные функции, которых часто не хватает на сайтах, 17% голосов набрал ответ «3d-визуализация квартиры» и 13,2% – «3d-тур по ЖК».

По данным UX-исследования Notamedia, такие решения, как 3D-туры по территории жилого комплекса, видео с рассказом о жилом комплексе, аэросъемка ЖК с высоты птичьего полета, используются лишь на 30% сайтов.

Председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова полагает, что целесообразность 3d-визуализации зависит от характеристик проекта: «Если в ЖК предлагаются квартиры с уникальной авторской отделкой, а также квартиры нестандартных форматов: двухуровневые, с террасой, с камином, пентхаусы и т.п., то продемонстрировать основные преимущества данного жилья как раз поможет виртуальный 3d-тур. Это же касается и проектов с красивой архитектурной концепцией, интересным благоустройством придомовой территории и другими «фишками», которые можно более эффектно презентовать именно с помощью 3d-визуализации».

По мнению директора по маркетингу и продажам компании Lexion Development Алексея Лухтана, сейчас актуальны 3d-туры, сделанные не по старой технологии, когда пользователь ограничен только 360-градусной панорамой, а когда он может совершить виртуальную прогулку с полной свободой перемещения по пространству. «Согласно нашим исследованиям, посетители могут по 30-40 минут таким образом «гулять» по жилому комплексу», – отмечает эксперт.

Среди интересных «фишек» застройщики назвали возможность оценить вид из окна. «В карточках апартаментов проекта RED7 содержится панорама, которая сделана с помощью квадрокоптера. Таким образом покупатели могут сразу посмотреть, какие виды на центр Москвы будут открываться из окон апартаментов», – рассказывает Игорь Сибренков, коммерческий директор ГК «Основа».

Директор департамента по маркетингу и рекламе ГК «Гранель» Михаил Царев считает, что целесообразность размещения 3d-туров определяется версией сайта – десктопной или мобильной: «Например, по нашим данным, 65% посетителей сайта ГК «Гранель» заходят на него с мобильных устройств. Соответственно, такие функции, как 3D-визуализация квартиры и другие подобные, становятся просто избыточными и неэффективными. Их просто неудобно использовать». Поэтому внедряя подобные сервисы, крайне важно предусмотреть, чтобы    функционал был удобен и доступен для просмотра со смартфонов: оптимизировать скорость загрузки, функционал и графику.

Сравнение по параметрам, избранное и бронирование квартир

В Notamedia отмечают, что лишь в редких случаях застройщики предусматривают функции персонализированного выбора квартиры – например, сравнение по параметрам и добавление в избранное для дальнейшего отбора, хотя такой функционал очень полезен. Некоторые девелоперы используют и другие способы.

Например, на сайтах проектов Tekta Group есть инструмент подбора альтернативных вариантов планировок. Они отбираются по принципу look-alike, за счет чего клиент сразу получает варианты похожих квартир, исходя из его интересов, с несколькими отличающимися параметрами.

О похожем функционале рассказал Роман Мирошников, исполнительный директор СК «Ойкумена»: «Отдельной «корзины» для добавления в избранное или сравнения объектов нет, однако под каждой карточкой квартиры предлагаются к просмотру похожие по параметрам квартиры в другом корпусе или на другом этаже, с указанием планировки, площади, цены. Также можно скачать PDF с полной информацией по каждой квартире (для многих эта опция хорошо заменяет собой бумажные буклеты)».

Онлайн-бронирование квартир стало наиболее актуальным во время локдауна. Сейчас эта кнопка в большинстве случаев является обычной формой заявки, по которой затем с покупателем связывается менеджер застройщика. Однако на некоторых сайтах уже реализована возможность оплаты бронирования. А ряд застройщиков дополняют эту функцию: «Мы на сайтах проектов Tekta Group активно занимаемся разработкой и расширением функционала личного кабинета,  –  говорят в пресс-службе компании.  –  Вскоре функция онлайн-бронирования квартиры станет более удобной и позволит сразу видеть все персональные предложения, а также хранить документацию о покупке и многое другое».

На большинстве сайтов жилых комплексов содержится информация об ипотеке, банках-партнерах и ипотечных акциях. Часто имеется и ипотечный калькулятор, а также возможность оставить заявку на кредит. «В сегменте доступного жилья, где цена является определяющим фактором при покупке, вся информация по ценам, скидкам, акциям, ипотеке и способам приобретения должна быть представлена в максимально подробном и понятном виде»,  –  уверен Михаил Царев (ГК «Гранель»).

Контакты и обратная связь

Виджет обратного звонка сейчас используют почти все застройщики. «Как показывает практика, 32% звонков приходят с виджета. Примерно 61% из них являются целевыми,  –  говорит Давид Худоян (Optima Development).  –  Это объяснимо, поскольку покупателю удобно, что он может оставить свой номер, и менеджер ему перезвонит уже с конкретной информацией. Например, если обратный звонок покупатель заказал с описания двухкомнатной квартиры, менеджер будет готов рассказывать именно о вариантах «двушек»».

Однако не все покупатели любят общаться по телефону, поэтому в актуальных условиях необходимы и другие способы связи. Так, руководитель интернет-проектов Savills в России Мария Смелова считает, что нужно предусмотреть возможность общения с представителями застройщика через удобные пользователю мессенджеры.

Все способы связи, а также график работы, контакты и адреса, должны быть очевидны для пользователя. Выигрышным решением будет возможность построить маршрут на интерактивной карте, чтобы сразу рассчитать время на визит в офис. А некоторые девелоперы предоставляют услугу вызова такси до офиса продаж.

Таким образом, в топе решений для сайтов ЖК: максимальная доступность информации и наглядность, интерактивный 3d-контент, а также целая палитра сервисов, упрощающих процесс выбора и покупки. Большинство сайтов жилых комплексов, следуя потребительским предпочтениям, становятся все более функциональными и удобными. С другой стороны, все еще остаются площадки, на которых нет даже цен на квартиры – основное, на что ориентируется покупатель, особенно в массовом сегменте. В условиях высокой конкуренции неудачный и неудобный сайт со скудной информацией может стать ограничивающим для застройщика фактором, из-за которого можно потерять покупателя.