Редакторский_800-400 (49)

Казалось бы, обучение – последнее, что приходит в голову, когда речь идет о выживании бизнеса в кризис. Именно об этом сейчас почти со слезами говорят не только предприниматели, но и некоторые серьезные представители делового сообщества, попавшие в психологическую зависимость от постоянно меняющейся новостной повестки.

Как бизнес-тренер и коуч, успешно проходящий со своей командой и клиентами уже не первый кризис, ответственно заявляю – они просто оказались в ловушке собственных страхов и проекций. И действительно начинают «выживать» вместо того, чтобы это проработать, поставить новые, возможно, более амбициозные цели, и активно приступить к их реализации.

Обучение как одна из важных антикризисных мер

Как вы понимаете, шансы «выжить» при таком подходе катастрофически снижаются. Негативный настрой первого лица, топ-менеджмента и, соответственно, сотрудников (как младших в системе) приводит к неправильным управленческим решениям, «тоннельное» зрение не позволяет видеть новые возможности и вовремя реагировать на реальные угрозы, а это может пустить под откос даже самый дееспособный бизнес.

И подобных историй, в том числе и за последние три года, я лично встречал немало. Но, к счастью, были и другие кейсы – когда руководству компаний, попавших в эту ловушку, либо самостоятельно, либо с нашей помощью, удавалось перестроить не только себя и собственный взгляд на ситуацию, но и грамотно мотивировать команду.

Таким образом, у нас накопилась серьезная база для исследований, проанализировав которую, мы смогли выделить шесть наиболее эффективных антикризисных управленческих действий, благодаря которым бизнесу удавалось справляться даже с самыми серьезными вызовами.

Итак, какие меры действительно помогли нашим клиентам?

  1. Выработка новых норм коммуникации: от моратория на обсуждение вопросов, поляризующих команду, к правилам эмоциональной поддержки друг друга.
  2. Общие ценности и доверительная атмосфера: определение ценностей, которые объединяют команду, а также демонстрация доверия сотрудникам.
  3. Командное видение: проведение сессий по формированию образа желаемого будущего и постановке долгосрочных целей.
  4. Эмоциональная поддержка: создание групп эмоциональной поддержки, а также предоставление возможности делиться переживаниями на совещаниях.
  5. Позитивное прошлое: применение инструментов, помогающих вспоминать яркие и позитивные события прошлого, которые не дают обесценивать опыт кризиса.
  6. Активное обучение: как инструмент поддержки и возможность получения членам команды новых знаний и навыков.

Только для девелоперов: кого, чему и как учить

Как мы видим, обучение стало одним из важных инструментов помощи и поддержки команды в кризисное время, причем для любой компании, вне зависимости от сегмента и масштабов бизнеса. Но так как Ostanin Group специализируется на работе с девелоперами (35% из ТОП-100 девелоперских компаний – наши клиенты), то расскажу о специфике обучения именно в этой сфере. Точнее, о том, как это правильно делать, кого и чему именно нужно обучать. И, что считаю не менее важным, как обучать нельзя.

Итак, обучение необходимо ТОЛЬКО в том случае, если есть актуальная цель, причем делать это нужно оперативно и максимально современными методами. Подчеркну, речь идет не об обучении ради обучения, т.к. отсутствие достойной и важной цели обернется лишь выброшенными на ветер деньгами и вызовет негатив у команды. Никто не любит бесполезно тратить свое время и силы, и по «четвертому кругу» обучаться на одних и тех же курсах.

Цели, ради которых девелоперу имеет смысл включить в бюджет такую графу расходов как обучение, могут быть следующие:

  1. Возникла необходимость продавать новый или сложный продукт.
  2. Нужно снабдить команду инструментами для решения новых задач. Например, возражений, которые появились у покупателей из-за текущей новостной повестки.
  3. Нужно переключить команду на позитив и помочь сотрудникам справиться с стрессом.

Далее у клиентов обычно возникает вопрос – кого именно стоит обучать. Естественно, начинаем со своих сотрудников, причем в первую очередь тех, кто имеет непосредственную коммуникацию с клиентами – менеджеров отдела продаж, работников колл-центра и т.д. Но не только, очень важно обучать и агентов. Сейчас агентский канал становится для девелоперов очень актуальным и востребованным, т.к. позволяет платить комиссию только один раз – по факту заключения сделки. Никаких инвестиций в рекламу, развитие и проч. Но вот в обучение агентов, продающих ваши квадратные метры, действительно имеет смысл вложиться, это увеличит их эффективность, а, соответственно, и ваш доход.

Кроме этого, можно обучать и партнеров, работающих с вашим продуктом, причем современные технологии позволяют обучать неограниченное количество человек.

Приведу и примеры востребованных сейчас тем для обучения:

  1. Технологии профессионального выгорания.
  2. Стресс-менеджмент.
  3. Поддержка своих близких и коллег.
  4. Работа с эмоциональными и тревожными клиентами.
  5. Антикризисное управление для руководителей.

Например, в Ostanin Group по запросам клиентов сейчас лидируют такие программы как «Профилактика профессионального выгорания: как успокоить себя и клиента» и «Технологии антикризисного управления: оперативная деятельность и работа с людьми в условиях кризиса», а также программа для продажников – «Технологии антикризисных продаж: отработка новых возражений, презентации с влиянием, работа с манипуляторами и шантажом со стороны клиента».

И в завершение хочу обратить внимание на то, как именно стоит учить свою команду, ведь в образовании появились новые методики, серьезно улучшающие ландшафт, а главное – эффективность – самого процесса обучения. Например, хорошо себя зарекомендовал

Blended Learning – смешанный формат, позволяющий комбинировать классические тренинги или видео-конференции с онлайн пост-тренингами. Девелоперам пригодится и Micro Learning – обучение малыми дозами, которое позволяет получать знания без отрыва от работы.

Особо рекомендую Edutainment – обучение через развлечения, с использованием технологий геймификации, которые обеспечивают максимальное вовлечение участников в процесс и дают возможность быстро закрепить полученные навыки. А вот все, что можно отдать на обучение электронной системе – нужно отдавать, т.е. использование LMS-систем точно пригодится, когда нужно обучить новых сотрудников или партнеров бизнес-технологиям или продукту. Этот сервис не только предоставляет пользователям учебные материалы, начиная от онлайн-уроков до полноценных курсов, но и может оценить результат.

И, конечно, как бизнес-тренер я бы настаивал на таком важном пункте как «практическая применимость» – все чему мы учим, сразу должно быть использовано на практике и внедрено в рабочий процесс.

Вместо послесловия

Так что спокойствие, друзья, только спокойствие. Главное – даже в самые сложные времена помнить, что кризисы заканчиваются, а то, что мы создали за это время, наша команда и наш опыт – навсегда остаются с нами. Всем удачи!