Ничего вечного в мире не существует: вода испарится, огонь погаснет, лёд растает. Вечны только дискуссии о том сколько должны стоить услуги риэлтора, кто за них должен платить и о том, когда умрёт эта профессия. Я для себя уже давно решил, что в таких дискуссиях лучше не участвовать, поскольку мое мнение уже давно сформировано:

1️⃣ В зависимости от разных факторов 2-4%
2️⃣ Продавец
3️⃣ Никогда или очень не скоро.
Тем не менее периодически появляются новости и ньюсмейкеры, которые вызывают жаркие дискуссии по поводу одного из трёх пунктов или даже всех пунктов вместе.

Напишу лишь о нескольких последних и относительно свежих известиях из мира риэлторского бизнеса.

Тюменский застройщик ТИС ввёл две цены на свой продукт, бОльшую цену предлагается заплатить Клиентам, пришедшим «с риэлтором», и меньшую (на 2%) — пришедшим к застройщику напрямую. Прямо так и написали у себя на сайте, и там же на все квартиры установили две цены (см. выше). Тюменские застройщики (ТИС и ещё несколько) всерьез решили выдавить риэлторов из своего бизнеса и даже объединились под одной крышей в рамках постоянно действующей выставки-продажи. При этом если идея выставки не нова и даже где-то разумна, то идея двух цен это кристально чистый тюменский велосипед, который придуман то ли в качестве орудия возмездия риэлторам (вот только за что?), то ли просто отражает амбиции руководства компании, имеющие, вероятно, чуть ли не «стивджобсовские» очертания. Я не уверен, что новаторский опыт ТИС будут перенимать застройщики из других регионов России или даже из-за рубежа. Предполагаю, что в Тюмени сложилась какая-то аномалия. Неужели там сбылась заветная мечта риэлторского сообщества и за новостройками люди идут в условные «Этажи», а не напрямую к застройщику? Вот она, страна обетованная, оказывается, где — в Тюмени! Правда, теперь там на одного застройщика стало меньше (с ТИСом вряд ли кто-то ещё работает из риэлторов), но ничего, зато в Тюмень ПИК пришёл. Хоть ПИК и платит немного, но зато не издевается (пока).

«Калинка-Риэлти», крупное агентство элитной недвижимости в Москве, решило обрушить бизнес своих конкурентов (это версия конкурентов), наконец, легализовав процветающий во всех сегментах возврат части комиссии, получаемой агентством от продавца, покупателям. В интерпретации Калинки это стало называться «кэшбэк». У меня вопрос к коллегам, осуждающим Екатерина Румянцева, как у человека, отдавшего продажам новостроек лучшие годы своей жизни: а что кто-то из проф.участников рынка не слышал о существовании такого рода возвратов-кэшбеков? Этой методике взаимодействия с Клиентами и достижения их лояльности чуть ли не учат многочисленные риэлторские бизнес-тренеры. Но как только Екатерина решила использовать этот метод открыто, она получила тонны обвинений с свой адрес, обвинений в неэтичности и в попытках обрушить устоявшийся уровень комиссий на рынке. Как можно отрицать очевидное, то, что есть и то, о чем все знают? Или отдавать покупателю часть своей комиссии все-таки этично, но только делать это нужно так, чтобы продавец об этом не знал? Я посмотрел видео, которое госпожа Румянцева сняла, чтобы объяснить свою позицию. Я увидел, что Екатерина хочет заработать денег (и это хорошо, правильно) и не хочет думать о бизнесе конкурентов (потому что думает о своём).

А ещё я услышал очень разумные размышления об изменениях предпочтений потребителей услуги риэлторов. Екатерина сказала в частности, что по ее наблюдениям Клиенты не хотят получать услугу полностью, они хотели бы разделить ее на части и иметь возможность купить ее по частям. Т.е. не платить 4% за «полный спектр», а платить 3%, 2%, 1% или даже фиксированную сумму за что-то конкретное и необходимое.

Ну и наконец, последняя новость!

Amazon️ занялся лидогенерацией для риэлторов. Земля все ещё носит стартаперов, которые считают, что риэлторы не нужны, что их нужно убрать как лишнее звено… и прочий бред. Так вот Джефф Безос считает, что риэлторов будет убирать кто-то другой (видимо, ТИС в Тюмени), а он лучше заработает на них. Поэтому Amazon вместе с компанией Realogy (крупнейшая компания, объединяющая франшизы самых крупных сетей агентств недвижимости в мире) запустил страничку для сбора лидов желающих купить недвижимость. Лиды передаются Realogy, которая распределяет их одному из многочисленных агентов своей сети! Вот так элегантно и просто Amazon зашёл на рынок недвижимости. Я думаю что создание лид-формы стоило не больше 100$, уверен, что эти инвестиции имели все шансы окупиться в первые несколько минут после запуска совместного проекта! Решение Amazon ещё раз подтверждает версию о том, что исчезновения профессии риэлтора ждать не стоит.

Это я к чему всё написал. Мир, судя по всем этим новостям, меняется, наверное, должны меняться и риэлторские услуги, как по форме, так и по содержанию. Что думаете по этому поводу?