В последнее время много говорится о грядущей автоматизации, искусственном интеллекте и прочих цифровых «фишках». О том, что помогает компании успешно развиваться в высококонкурентной среде и какие изменения ждут рынок PR и репутации в ближайшем будущем, рассказывает в своем интервью Евгений Кончаков, со-основатель и директор по развитию коммуникационного агентства «СоцМедиаМаркетинг».

— В прошлом году ваша компания стала победителем рейтинга рекламных и коммуникационных агентств Ассоциации REPA в номинации «PR и коммуникации», хотя еще три года назад вы занимали третье место. Такие темпы развития — это закономерность?

— Одним из решающих факторов я бы назвал нашу специализацию именно на рынке недвижимости. Хотя мы и открываем новые отрасли, нам удалось поработать со всеми лидерами рынка недвижимости, большинство из которых так и остались нашими клиентами. За последние годы мы накопили богатый опыт, и это тот случай, когда количество перерастает в качество и экспертизу. Мы в «СоцМедиаМаркетинг» организовали собственную систему обучения и аттестации, и это позволяет нам непрерывно совершенствоваться, а за счет организованной системы управления достигаются и высокие показатели по клиентскому сервису.

  — Когда мы составляли рейтинг, то выяснили, что одним из конкурентных преимуществ компании ваши клиенты считают выдающуюся скорость реакции. Как это получается? 

— Скорость – это всегда отлаженный процесс по типовым действиям, посмотрите, как команда в Формуле 1 меняет пилоту колеса, это постоянные тренировки и работа в боевых условиях. У нас есть похожие нормативы, их обязаны сдать члены команды. Кроме того, это отлаженный процесс принятия решений, в том случае, когда ситуация не стандартная. Часто это достигается за счет грамотного делегирования. Мы постоянно работаем над этим и расширяем круг полномочий наших специалистов, добиваясь децентрализации принятия решений. В этом смысле у нас есть все основания утверждать, что мы сильнейшая команда на рынке, способная быстро и качественно запускать и вести проекты.

 — Задам, наверное, один самых популярных вопросов в последнее время. Как пандемия повлияла на ваши рабочие процессы?

— Как и многие компании, мы вынуждены были перейти на удаленную работу, что потребовало некоторой перестройки процессов, хотя не могу сказать, что эти изменения были существенные. Еще за два года до пандемии мы внедрили удаленный проектный офис и передовую систему корпоративного обмена информацией, что позволило нам достаточно спокойно пережить изменившиеся правила коммуникации. Мы работаем с клиентами на федеральном уровне, у нас есть проекты в нескольких часовых поясах по всей России, поэтому удаленная коммуникация с применением современных средств связи для нас не в новинку. Пандемия лишь ускорила эти процессы и позволила обкатать новые методы работы.

 — В этом отношении как в дальнейшем вы планируете организовывать работу?

— Конечно, большинство сотрудников вернулось в офис, однако мы продолжаем отрабатывать наметившийся тренд на удаленную работу. Современные компании, работающие в цифровой среде, уже задумываются о создании структуры, которая не зависит от территориальной составляющей. Здесь уместно говорить о распределенной команде и децентрализованном подходе. Мы работаем в этом направлении и в области цифровых представительств по всей России, это удаленные сотрудники, которые в своей работе учитывают местные особенности и менталитет. Это позволяет эффективно работать и в отдаленных регионах с проектами в городах-миллионниках, и в центральном, столичном регионе со знаковыми проектами.

  — Чувствуете давление конкурентов?

— Безусловно. Мы понимаем, что работаем в растущей отрасли. Это справедливо, как и для рынка строительства недвижимости, так и для цифровых услуг на рынке рекламы и PR. 2019 год был самым успешным по объёмам ввода жилья за последние шесть лет, а с 2020 по 2024 год ввод жилья в России и вовсе составит 400 млн кв. м. Растет и отрасль цифровых коммуникаций, обостряется конкуренция, мы видим этот тренд. К сожалению, конкуренция не всегда честная и иногда компании прибегают к искажению информации, но все что они могут – это только мелко пакостить в Telegram-каналах. Такие вещи учат нас тщательней подбирать партнеров, хотя, с другой стороны, мы открыты для новых партнерских отношений и готовы обсуждать вопросы совместных стратегий захвата рынка (смеется).

  — Как вы думаете, по какому пути пойдет развитие отрасли?  

Мы сейчас наблюдаем достаточно интересные тренды на рынке. Во-первых, это движение в сторону автоматизации работ на площадках, автоматизации любых взаимодействий с социальными сетями, автоматизация мониторинга и анализа. Перспективные разработки в области автоматической обработки текстов, в частности, их создания показывают системы на базе GPT-3 и, хотя в октябре прошлого года Сбербанк презентовал модель, способную работать с русским языком, ее технические характеристики сильно уступают исходной англоязычной. Но это, как мы понимаем, вопрос времени. Какой PR-специалист не мечтает о роботе, который самостоятельно будет писать пресс-релизы и вести социальные сети, как минимум, выполняя черновую работу, которую нужно будет только отредактировать?

 — Последнее время много говорят об искусственном интеллекте. Какие на ваш взгляд изменения ждут рынок PR и репутации с точки зрения новых технологий?

Совершенно верно, AI это такой тренд, который пришел всерьез и надолго, сейчас эти технологии растут невероятными темпами, и мы используем их в своей работе. Однако хочу подчеркнуть один момент. Как ни была бы хорошо развита технология, все еще остаются большие участки работы, которые качественно можно выполнить только используя персональный подход. Автоматизация — это всегда про обобщение. И тут, как ни силен был бы соблазн двигаться от частного к общему, решающую роль играет обратный процесс — детальное изучение особенностей. По нашему опыту, зачастую только это может существенно усилить позицию. Дьявол-то в деталях. Что касается изменений на рынке, то я прогнозирую приход не только новых инструментов мониторинга, но и новых инструментов распространения информации. Посмотрите, хотя бы, на сервис Clubhouse. Мы ожидаем всплеск такого рода сервисов в ближайшее время.