Нужно ли девелоперу свое мобильное приложение? Такой вопрос застройщики перед собой уже не ставят! Двух мнений тут нет. Однако каждый раз, выступая на конференциях и форумах, мы наблюдаем одну и ту же картину. Каждый второй девелопер заявляет, что мобильное приложение он разработает своими силами, и оно будет круче, чем у конкурентов.

Чем заканчиваются подобные программные заявления? Потратив деньги и время на разработку, часто мобильное приложение не проходит этап тестирования и не публикуется в AppStore и PlayMarket, а сотрудники девелопера, которые лидировали проект, уходят. Застройщик остается без приложения и без вложенных денег. Бывает, что приложения все же публикуются в сторах, но ни покупатели, ни жители пользоваться ими не хотят. «Ну, неудобное же», — жалуются даже собственные сотрудники.

Мы собрали уже десяток кейсов, когда девелоперы после собственных попыток приходили к нам и мы разрабатывали новое приложение. К сожалению, вернуть потерянные деньги и время мы не сможем, как и поддерживать чужие приложения, которые писались не для продажи рынку, а по чьему-то, часто некорректному ТЗ. Попробую на наглядных примерах объяснить, почему сегодня собственная разработка качественного мобильного приложения для девелопера – утопия.

Итак, как и любая другая разработка, реализация мобильного приложения оценивается по трем критериям: это скорость, стоимость и качество. Рассмотрим каждый из этих пунктов. 

Выбираем скорость: три недели или 3,5 года?

Мы разрабатываем мобильные приложения для рынка недвижимости с начала 2016 года, то есть уже шесть лет. На сегодня в платформе представлено пять тематических продуктов: «Витрина проектов застройщика»; «Умный дом: управление зданием и квартирой»; «Сервисы ЖКХ»; «Market Place и клуб привилегий» и «Комьюнити жителей».

Используя эти продукты как части конструктора, застройщик может собрать собственное мобильное приложение и управлять им из нашего CRM, или интегрировать со своим, используя открытые API инструменты. Обычно интеграция занимает от двух недель до двух месяцев. Таким образом, нашим клиентам-девелоперам для запуска большого супераппа, включая Умный дом, потребуется максимум два месяца.

Для того, чтобы разработать собственное мобильное приложение с нуля, девелоперу придется пройти тот же путь, на преодоление которого наша компания потратила шесть лет. Даже если допустить, что у застройщика имеется собственная команда разработчиков, которая не будет меняться и совершать ошибок (кстати, а с чего бы?), а также при условии, что ему нужно меньше функций, чем есть у нас, то на разработку потребуется минимум 3,5 года.  

В пример могу привести мобильное приложение «ПИК», девелопера, которого нельзя заподозрить в отсутствии как трудовых, так и финансовых ресурсов. Так вот, крупнейший игрок отечественного рынка недвижимости развивает свое приложение больше трех лет, но при этом в нем – как класс – отсутствует личный кабинет для жителя с умным домом и Market Place. А это означает, что девелопер теряет контакт с клиентом сразу после подписания акта приема-передачи квартиры. Возможно, конечно, это его сознательный выбор, ведь большинство проектов компании – ЖК эконом-класса, что не подразумевает частой покупки квартир, но вряд ли.

Выбираем стоимость: от 60 тыс. до 200 млн рублей

Сборка собственного мобильного приложения из разных модулей, как пазл, означает не только уникальность решения, но и разный бюджет. Выбор зависит от потребностей и финансовых возможностей застройщика. Мы предусмотрели все: бронирование лотов и сделка, чат с покупателем, приемка квартиры с описанием недочетов, аварийная служба для УК, заказ услуг или еды, оплата одновременно паркинга и квартиры, страхование и автоплатежи, можно настроить бронирование коворкинга в соседском центре, сервисы по аренде недвижимости и мн.другое. Стоимость продукта зависит от количества модулей (от 1 до 25) и начинается от 60 тыс. рублей, а заканчивается 5,3 млн рублей. Поскольку мы разработчики, а не классифайд или агентство недвижимости, то ни за бронь, ни за продажу квартир девелопер не платит.

Если же застройщик решит разрабатывать приложение самостоятельно, то ему потребуется команда как минимум из 14 человек, ее стоимость с учетом налогов составит 4,9 млн рублей в месяц. Учитывая минимальный срок разработки в 3,5 года, общий чек составит более 200 млн рублей. Сложно представить, как застройщик будет окупать создание такого продукта. Но важно даже не это, а то, что на рынке ИТ кадровый голод и кандидаты выбирают для себя продуктовые компании, там, где можно проводить исследования на огромной клиентской базе и создавать продукты для сотен девелоперов, а не разрабатывать ПО для одного заказчика, и чаще «в стол».

Оцениваем качество

Кто оценивает качество мобильных приложений? Естественно, конечный пользователь, в нашем случае покупатель недвижимости и житель. Понять, какие из них ему удобны и нравятся, можно очень легко – по совокупной оценке в App Store и Play Market, основанной на отзывах потребителей. Например, средний бал наших приложений, а у нас их на сегодня 72, составляет 4,6 (на основе более 12 000 отзывов).

Если сравнивать приложения созданные застройщиками самостоятельно и те, что разрабатываются совместно с «Домиленд», то разница будет заметна невооруженным глазом. Приложения крупнейших девелоперов с весьма ограниченным функционалом набирают от 3 до 3,9 баллов, при этом частота обновлений тоже скромная – раз в 3-4 месяца. Супераппы, разработанные в «Домиленд» имеют следующие оценки пользователей: у А101 и GloraX по 4,6 баллов, у Брусники — 4,7 балла, а новое приложение ГК «Интеко» имеет среднюю оценку 5 баллов.

Кроме того, в истории обновлений и отзывах пользователей видно, что у А101, например, раньше было другое приложение, которое компания, как и многие другие девелоперы, разрабатывала самостоятельно. До обновления приложения версией от «Домиленд» оценка прежнего продукта составляла 1,2 балла. Сейчас по отзывам можно наблюдать что клиенты девелопера довольны обновлением. Высокие результаты отмечают девелоперы и при замерах NPS, которые при наличии супераппа от Домиленд выше, чем при использовании застройщиками собственных разработок.

Вместо послесловия

Учитывая то, как в нашу повседневную жизнь интегрированы мобильные приложения, клиентоцентричные компании сделали супераппы центром своих процессов. Финансовые услуги, такси, путешествия, доставка еды или услуги по уборке — имеют мобильные приложения. По данным comscore, 1/4 миллениалов открывает приложения 50 раз в сутки, а пользователи в возрасте от 13 до 24 лет проводит в цифровых сервисах 71% своего времени.

Поэтому тот факт что застройщики пусть методом проб и ошибок, но начали разрабатывать мобильные продукты, говорит о старте трансформации консервативного рынка недвижимости, а преуспеют ли девелоперы в становлении себя как ИТ компании, покажет время.