Frame 93 (2)

Задачей сессии «Инновационные решения в благоустройстве» было освещение всего того нового, что получило применение в деле создания комфортной и качественной жилой среды современных зданий и жилых комплексов. Она затронула широкий перечень вопросов – от конкретных технологий благоустройства до глобального проектирования жилых пространств.

Модератор сессии Илья Курбатов, Архитектурно-брендинговая компания DEVISION, изначально отметил, что благоустройство входит в топ-5 критериев, которыми руководствуются покупатели новостроек, наряду с ценой лота, местоположением и прочим. Особенно это тенденция усилилась в постковидную эпоху, когда для современных жителей стало ясно, что забота о здоровье тесно увязана с качеством той жилой среды, в которой находится их дом. Комфорт проживания – это не только квартира и её оборудование, но это ещё и то, что находится буквально за дверьми. Это и подъезд, и входная группа, и двор, и территория всего ЖК, и его верхний уровень и даже крыша въезда в подземный паркинг.

Илья Курбатов отдельно подчеркнул, что суть комфорта заключена в его многофункциональности, то есть удовлетворении огромного ряда потребностей современного человека. А сам комфорт жизни в городе, во-многом, базируется на грамотном и продуманном благоустройстве ключевых городских элементов (здания, дворы, общественные пространства и пр.) В свою очередь, само благоустройство распадается на конкретные продукты и решения, каждое из которых стреляет в свою точку. В их число входят покрытия, озеленение, освещение, оборудование территории, малые архитектурные формы и многое другое.

Но если для жильца благоустройство – это удовлетворение его потребностей, то с точки зрения девелопера – это конкретная цифра в себестоимости проекта. И если говорить о территории, на которой разворачивается это благоустройство, то затраты в современном девелопменте варьируются от 100 до 1000 миллионов рублей на гектар. Поэтому встаёт отдельный вопрос об оптимизации затрат на благоустройство и в дальнейшем спикеры сессии отвели немало своего времени именно на этот момент.

В целом, дальнейшая дискуссия касалась именно продуктовых решений. Как благоустроить одновременно и бюджетно, и красиво, и качественно,  и комфортно.

Елена Вишницкая, девелоперская компания Брусника, поделилась секретами успешной работы своей компании на современном высококонкурентном рынке новостроек. Её ключевой тезис прозвучал так: «Двор – это продолжение дома». То есть, для жильца и подъезд, и двор, и территория ЖК должны стать точно такой же средой обитания, как сама квартира. Должно быть естественно покидать свои четыре стены, но при этом не уходить из дома. А за пределами квартиры чтобы точно также оставалась возможность работать, отдыхать, тренироваться, развлекаться.

Для решения этой задачи компания заложила ряд принципов при проектировании и строительстве своих ЖК. Во-первых, это максимум полезной площади для жильцов, извлекаемой из территории. Во-вторых, 70% её площади должно оказаться под озеленением или мягкими покрытиями. В-третьих, даже крыша заглубленного паркинга – это тоже двор, и она может быть зеленой и нести на себе оборудования и малые формы для обитателей ЖК. В-четвертых, кустарники в массивах как основная форма озеленения в противовес газонам. Причина здесь проста – их обслуживание проще и дешевле. Вдобавок в кустарнике охотно гнездуются птицы. В-пятых, водные и арт-объекты, а также водный менеджмент в целом. Вообще, работа с водой – одна из особенностей подхода «Брусники». Ну а на закуску – нетривиальные решения, к примеру, фито-бокс в подземных помещениях, таких как паркинг. Все вышеперечисленные принципы формируют то, что и называется «современное качественное благоустройство жилых комплексов».

Елена Вишницкая отметила, что в её компании двор рассматривают буквально как пространство для лего-блоков. То есть, он попросту собирается из отдельных элементов, которые изначально продуманы и оптимизированы. Это позволяет снизить и затраты, и время на разработку конкретного проекта дворового пространства. Любой жилой комплекс получает наполнение в зависимости от конфигурации и размера территории, такой подход позволяет играть элементами на компьютере, выбирая оптимальное решение для конкретного случая.

Татьяна Садчикова, руководитель компании Il Bosco, и Надежда Петрова, руководитель проектной группы TEGOLA, в своём докладе осветили вопросы экономного, быстрого и качественного озеленения территорий за счёт рулонного покрытия, засеянного так называемыми многолетниками – растениями, которые успешно живут несколько сезонов, в отличие от однолетних растений.

Такой подход позволяет буквально в один момент получить готовый газон, способный украсить любую территорию, даже если она, скажем, находится под уклоном в 45 градусов.

Особенность рулонных покрытий с многолетниками состоит в низких затратах на дальнейшее их содержание, уход и обновление. Дело в том, что растения-многолетники не требуют частой подстрижки, в отличие от классических газонов. Они при том достаточно красивы и жизнеспособны даже в затененных местах.

Это пример показывает, что экономичность решений в благоустройстве заключена не только в начальной точке закупки его элементов, но в дальнейших годах эксплуатации. Ведь, стоимость эксплуатации ложится на плечи жильцов в последующие годы.

Пётр Лари, студия ландшафтного дизайна L.BURO, стал одним из ключевых спикеров сессии. Его доклад затронул привнесение западных подходов ландшафтного дизайна и озеленения в наши жилые комплексы. И, в первую очередь, речь шла о принципах скандинавского проектирования ландшафтного дизайна.

По словам Петра сад (озелененное пространство) при жилом комплексе должен быть малоуходным. Это, буквально, основа всего. То есть, затраты на его содержание должны быть минимальными, при том, что все его функции полностью должны оставаться всегда действующими. В основе искомого решения находится грамотное зонирование территории и логистика. Все элементы сада, будь то газоны, массивы кустарников, водные элементы и прочее, должны быть легко достижимы как для жильцов, так и для тех, кто занимается эксплуатацией. Зонирование же также позволяет минимизировать время, необходимое для обслуживания. Малый уход — это когда всё понятно, просто и легкодостижимо.

Далее, особый вопрос – ассортимент растений, подбираемых для ландшафтного дизайна и их размещение на территории. Где, что и как размещать с учетом, что растения развиваются, проживают свой цикл, то есть, требуют подстрижки, прополки, обновления и полива. Здесь важный момент – это то, что растения должны быть комплементарны друг к другу и соответствовать почве, на которой они произрастают. С другой стороны, растения должны создавать дополнительные возможности, как эстетические, так вполне осязаемые – тот же особый микроклимат, к примеру.

Следующий пункт доклада Петра Лари – понятие агробиоценоза. То есть, привнесение экосистемы живой природы внутрь городского пространства. Понятно, что полноценно это сделать нельзя, однако возможно создать имитацию биоценоза внутри города. Именно на это и должны быть направлены усилия ландшафтных дизайнеров, работающих с жилыми комплексами и их территориями. Агробиоценоз – это, буквально, иная философия создания ландшафта в жилых комплексах.

В конечном итоге всё-таки встаёт и вопрос технологичности – как эффективно, низкозатратно и комфортно для жильцов эксплуатировать существующий зеленый ландшафт ЖК. Для этого уже создан целый спектр различного оборудования, позволяющего ухаживать за территорией – от автополива, до аппаратов создания искусственного тумана, а также системы отводы воды. Здесь есть и такие подходы как использование отходов самой ландшафтной зоны для создания гумуса, что снижает дальнейшие затраты.

Наконец, Пётр Лари акцентировал на необходимости создания детальных регламентов, необходимых для дальнейшей эксплуатации созданной ландшафтной зоны. По его словам, ландшафтное бюро должно плотно сопровождать свою работу 1-2 года, которые необходимы для обучения управляющей компании, и здесь регламенты  — очень важный инструмент, причем эти регламенты могут распространяться вплоть до отдельного дерева.

Интереснейшую тему в своём докладе затронула Дарья Черемисина, бюро «Культура света».  Речь шла об архитектурно-художественном освещении (АХО). Оно давно и широко используется девелоперами, начиная с подсветки фасадов, появившейся в ещё в конце 90-ых годов заканчивая цвето-световыми инсталляциями.

Ключевой вопрос здесь такой: для кого создаётся АХО? Очень часто получается, что вовсе не для жильцов. Архитекторы встраивают освещение в общий комплекс улицы в первую очередь, и потребителями оказываются совсем не жильцы и даже не пешеходы, а автомобилисты. При этом возникает занятный парадокс – недостатки, такие как световое загрязнение, достаются жильцам, а достоинства, такие как подсвечиваемые детали, ускользают для проезжающих мимо автовладельцев.

Вот, чтобы избежать этого, и нужна чёткая проработка АХО ещё на уровне начального проектирования. И, как считает Дарья Черемисина, в основе всего лежит световой мастерплан, подобно тому, как генплан лежит в основе городского строительства.

Следующий уровень проработки здесь – это интеграция света в складывающуюся архитектуру. Разработчику необходимо создать гармоничный ансамбль, который будет работать в течение дня и ночи. АХО – это не только украшение жилого комплекса, оно несёт и ряд важных функций, начиная с банального освещения путей передвижения и навигации в городском пространстве, кончая подчёркиванием архитектурных достоинств зданий.

При этом необходимо помнить, что никуда не девается проблема светового загрязнения города, которое создается, в том числе, и архитектурно-художественным освещением. Для предотвращения светового загрязнения, по словам докладчика, необходимо работать на уровне светового оборудования и искать решения в увязке с архитектурными деталями и малыми формами, используемыми для оснащения и украшения территории жилого комплекса. Как правило, этого вполне достаточно, чтобы сделать АХО, буквально, экологичным для города.

Завершением сессии стал доклад Надежды Синельниковой, руководитель направления маркетинга Punto Group. Он был посвящён созданию малых архитектурных форм и их имплементацией на территорию жилых комплексов.

Малые архитектурные формы (МАФ) – это простой, недорогой и эффективный способ украсить и благоустроить любой жилой комплекс и его территорию. Однако почему-то застройщики обращают мало внимания на этот компонент, либо отдают его на откуп непрофильным подрядчикам.

В малых архитектурных формах всплывают все те же вопросы, как и для любых других элементов благоустройства. Что установить, как произвести или купить, как встроить в архитектуру или ландшафт и, наконец, как всё это эксплуатировать?

По мнению докладчика, для МАФов очень важны технологичность и, в конченом итоге, себестоимость. МАФы не только обязаны относительно недорого стоить, но, в дополнение, просто монтироваться и обслуживаться. С другой стороны, они должны стать красивым завершением всего архитектурного ансамбля всего ЖК.

МАФ – это то, что можно создать быстро, красиво и недорого. Однако  привязка его к жилому комплексу должна закладываться ещё на стадии проектирования. В противном случае может возникать ощущение искусственности этого элемента, после того как ЖК будет сдан.

В итоге сессия затронула практически все элементы благоустройства современного жилого комплекса и его территории. Он показала то, что даже в непростых условиях нынешнего времени есть место качеству, удобству, экономичности и красоте.